Я не знаю, откуда взялся этот обычай - натирать различные части скульптур, а точнее, суеверие, поскольку среди этих натирающих считается, что это неприменно принесет им счастье, удачу, упех в личной жизни, профессиональной карьере и исполнение любого желания.
Но вот в том, что это суеверие не является доморощенным, а скорее заимствованным, легко убедиться, побывав в различных странах, где этим глупым натиранием выделяющихся элементов памятников занимаются представители всего туристического интернационала, а отнюдь не исключительно наши туристы.
Вот например, памятник священнику Гргуру Нинскому, установленный возле Золотоых ворот дворца Диоклетиана в хорватском городе Сплите:
Этот епископ известен прежде всего тем, что активно боролся за возможность применения национального (в данном случае, славянского) языка при богослужении еще в начале Х века (то есть, задолго до чешского Яна Гуса и немецкого Мартина Лютера).
Этот выразительный монументальный памятник был сооружен в 1929 году (автор - Иван Мештрович). Он пользуется заслуженной популярностью у туристов, среди которых, кстати, русских очень мало. При этом я сильно подозреваю, что мало кто из этих туристов вообще хоть что-нибудь знают об епископе Нина Гргуре и о его роли в истории хорватской церкви, но, тем не менее, почти каждый из них во чтобы то ни стало стремится потереть большой палец его ноги (именно этот натерный палец вы можете видеть на заглавном фото поста).
Почему-то считается, что этот акт исполняет желания. Но кто мне объяснит, как связан большой палец скульптуры епископа Гргура, установленной спустя тысячу лет после его реформаторской церковной деятельности, с исполнением желаний? И каких именно желаний?
Если вашим желанием является то же, что и у епископа Гргура (это я к туристам-натиральщикам обращаюсь), то можете особенно не беспокоиться, оно уже исполнилось, а памятнику и его большому пальцу до всех остальных ваших желаний нет никакого дела, как и самому Гргуру.
Другое дело, если у изваяния есть давно устоявшаяся легенда.
Правда и в этом случае, туристам-натиральщикам исполнение их желаний никак не гарантировано.
Так на знаменитом Карловом мосту Праги среди многочисленных скульптурных фигур, выполненных из песчанника (да и то, копий), выделяется бронзовая скульптура одного из самых почитаемых в Чехии святых - Яна Непомуцкого. О его религиозной деятельности, пришедшейся на конец XIV века, сейчас рассказывать не буду, поскольку пострадал он не столько из-за нее, сколько из-за того, что отказался нарушить тайну исповеди королю Вацлаву IV, наставивавшему, чтобы священник рассказал ему, в чем именно исповедовалась соему духовнику викарию Яну королева, подозреваемая королем в измене.
По приказу короля Вацлава 20 марта 1393 года непокорного священника затолкали в мешок и сбросили в Влтаву с Карлова моста. С тех пор святой Ян Непомуцкий стал не только небесным покровителем всех чешских земель, но и женщин (видимо, прежде всего, неверных своим мужьям, как супруга короля Вацлава).
Его скульптуру на Карловом мосту туристы-натиральщики не трогают потому, что до нее не так то просто добраться. Зато на том же мосту, в том месте (если верить легенде), с которого был сброшен в реку святой Ян, они очень активно натирают памятный знак:
Интересно, что трут его все подряд, даже и не подозревая, о том, что, согласно легенде, должны исполняться только лишь желания неверных жен!
Знают ли об этом мужья своих неверных жен, тоже натирающие изображение утопшего Яна Непомуцкого на Карловом мосту?
Впрочем, в Праге есть и еще одно место для натирания, расположенное в Пражском граде.
Это скульптура обнаженного юноши во дворе Музея игрушек:
Как видите, ему активно натирают не только ступни, но и другую выступающую часть тела. Причем, по моим наблюдениям, это делают именно женщины. Уж не те ли самые, что натирали фигуру утопшего Яна Непомуцкого на Карловом мосту? Тогда все логично: загадали желание, и вот оно почти в натуральном виде!
Наверное самой известной затертой скульптурой в Италии является скульптура Джульеты в Вероне:
Её грудь трут все, но в этом случае, в основном мужчины.
Чего они при этом себе желают? Неужели счастливой любви? А много ли из них в курсе, чем закончилась любовь Джульеты и Ромео?
К сожалению, этот глупый обычай проник и к нам.
Почти любую скульптуру, подходящую для натирания, туристы начинают активно использовать, даже не задумываясь о том, что этим они ее портят, и что нет даже никаких легенд, которые обещали бы им хоть что-нибудь в итоге этого бессысленного действия. Ну а что, все трут, и я тру! - вот и вся логика их действий.
Вот, к примеру, старинный русский город Владимир:
Ну вот скажите мне, зачем нужно натирать нос этому скульптурному художнику, установленному в городе "Золотого Кольца" России, судя по всему, по инициативе местных властей, для придания ему большей туристической привлекательности?
По-моему, уж лучше бы эти власти во Владимире дороги отремонтировали, а интересных для нормального туриста достопримечательностей в этом городе и так предостаточно (главная из них - Успенский собор виднеется на фоне натертого носа "художника").
Про скульптуры на станции московского метро "Площадь революции" я уж и не говорю:
Ну какой смысл натирать эти скульптуры?
НИКАКОГО!!!
Я считаю этот обычай совершенно глупым.
А что по этому поводу думаете вы, мои уважаемые друзья?
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.