ПРОГУЛКИ ПО ВЕНЕЦИИ. Часть 10: Про скульптуру тетрархов, мозаики Сан Марко и не только...

Jul 03, 2016 16:18

    Если не знать историю, в том числе историю искусства, то при первом взгляде на эту скульптурную композицию вмонтированную в южный фасад венецианского собора Сан Марко, создается впечатление, что здесь изображены четверо древний грабителей или наемных убийц, поджидающих свою жертву в темном переулке и договаривающихся о том, как лучше всего осуществить свой злодейский замысел.

Судите сами:



Тут же вспоминается бородатый анекдот из наших "лихих" 90-х:

Поджидают два киллера заказанного им клиента. Один из них то и дело нервно посматривает на часы, наконец, не выдерживает, и говорит сообщнику:
    - Слушай, брателло, чего-то он запаздывает... Я уж волнуюсь, не случилось ли с нем чего...



Ну а если серьезно, то перед нами одно из древнейших скульптурных произведений в Венеции, созданное тогда, когда никакой Веннции еще собственно и не существовало, а острова Венецианской лагуны еще даже не стали заселяться беженцами, спасавшимися на них от нашествия варваров.

Эта скульптурная группа из темно-красного порфира, изображающая четырех правителей Римской империи (так называемых тетрархов), была создана неизвестным византийским скульптором в первой половине IV века и украшала одну из гравных площадей Константинополя - Филадельфейон.

Кто именно эти тетрархи, точно не установлено. Но вероятнее всего, это два августа и два цезаря, изображенные попарно, объятия которых символизируют единство Римской империи, которого уже в то времени фактически не существовало: Диоклетиан, Максимиан, Галерий и Констанций Хлор (система тетрархии, то есть правления четырех монархов одновременно, была введена императором Диоклетианом в 293 году).



Фигура императора Диаклетиана вообще очень любопытна.
    Происходивший из вольноотпущенников, будущий владыка Рима сделал блестящую армейскую карьеру и в конце концов был провозглашен императором собственными солдатами и подчиненными ему командирами преторианцев.
    Его деятельность в качестве правителя огромной империи, которая уже давно клонилась к своему упадку, была весьма успешна.
    Но в памяти потомков он остался прежде всего благодаря неслыханным до того (если не считать времена Нерона) гонениям на христиан, желая полностью вывести из империи эту религию рабов (что было вообще-то странно, учитывая социальное происхождение самого Диоклетиана).

Поклонникам советского кинематографа он известен еще и тем (или, лучше сказать, только тем?), что добровольно в 305 году отказался от власти императора, удалился из Рима на свою родину - в Иллирию (Далмацию), где неподалеку от римской колонии Солона приказал выстроить себе великолепный город- дворец, впоследствии ставший городом Сплит - столицей хорватской Далмации, в котором будто бы занимался выращиванием капусты.

Предположительно так выглядел дворец Диоклетиана,
больше похожий на укрепленную римскую крепость:



Помните сцену из культового советского фильма "Москва слезам не верит", в которой Гоша (он же Гога, он же Юра...) рассказывает Александре нравоучительную историю о том, как к вышедшему на пенсию экс-императору прибыли его соправители, чтобы уговорить его вернуться в Рим на трон, на что он ответил им, что если бы они увидели капусту, которую он вырастил, то не приставали бы к нему с подобными глупостями. Впрочем, вполне возможно, что эта история не так уж и фантастична, по крайней мере, в Википедии она упомянута как достоверная.



Однако, нужно упомянуть еще и о том, что Диоклетиан, прожив в своем дворце 8 лет, в итоге все же умер (в 313 году) от голода (видимо, не так уж хороша оказалась выращенная им капуста).
    Но я бы не стал слишком уж доверять этой версии смерти Диоклетиана, хотя бы потому, что она излагается раннехристианским ритором Лактанцием в его труде "О смерти гонителей", написанном в стиле памфлета (против кого, видно по его названию).

"Гонения" на христиан в Римской империи
в изобразительном искусстве:















Кстати, когда я на вопрос своего приятеля: "Куда летом ты поедешь в этот раз?", - ответил: "В Сплит", - между нами произошел такой диалог:

- А это где?
    - В Хорватии, на побережье Адриатического моря.
    - А, купаться и загарать?
    - Не только. Там много интересного!
    - Что, например?
    - Ну, например, дворец Диоклетиана...
    - А, знаю, знаю, "Москва слезам не верит"!



Впрочем, вернемся к тетрархам и собору Сан Марко.

Если эта скульптурная композиция была создана в IV веке в Константинополе, то каким же образом она оказалась в Венеции, причем спустя несколько веков?

Все очень просто: благодаря Четвертому крестовому походу, в ходе которого крестоносцы так и не дошли до своей конечной цели - Иерусалима, чтобы освободить его из рук неверных сарацин, а по наводке венецианского дожа Энрике Дандоло разграбили христианский Константинополь, главного в то время как политического, так и экономического (и это было важнее) конкурента Венеции.



Значительная часть трофеев, захваченных крестоносцами при разграблении Константинополя в 1204 году, была переправлена в Венецию, предоставившую им корабли для этого похода.

Разумеется, европейские рыцари, захватив Константинополь, преследовали прежде всего одну простую цель - собственное обогащение. Все, что попало им в руки и было сделано из драгоценных металлов, пошло в переплавку. В результате, мир лишился огромного количества ценнейших произведений искусства.
    Христианские рыцари не гнушались даже разграблением церквей: "Они же схизматики, еретики, чего их жалеть", - видимо так оправдывали свое варварство европейцы, сдирая золотые и серебряные оклады с православных икон и выковыривая из них драгоценные камни.



Кстати, вандалы, именем которых названо сами знаете что, при разграблении Рима в 455 году, дочиста опустошив имущество горожан, не тронули ни одной христианской церкви, хотя с точки зрения римского понтификата, были еретиками (часть вандалов исповедовала ариантство, а остальные оставались язычниками).

Этот эскиз Карла Брюллова (1834 г.) совершенно не достоверен:



То, что с точки зрения католических варваров не представляло для них особенного интереса, например, скульптуры, которые никак нельзя было в отличие от окладов икон, переплавить в слитки, либо уничтожалось, либо стало трофеями заказчиков разгрома Константинополя - венецианцев.

Христиане, ну да!!!



Вот так статуя тетрархов вместе с другими трофеями и попала в Венецию.

Да и не только одна она.
    Из Константинополя в Венецию была вывезена в том числе и знаменитая квадрига, украсившая тот же собор Сан Марко:



Это, разумеется, копия.
    Оригинал украденной из Константинополя квадриги теперь хранится в музее Сан Марко.

Вот только возникает закономерный вопрос: неужели при украшении своего главного храма венецианцам было вообще все равно, имеют ли хоть какое-то отношение скульптуры, водружаемые ими на храм к христианству или нет?
    Ведь эта квадрига до того как ее в 1204 году перевезли в Венецию украшала константинопольский ипподром!
    Четверка лошадей как декор ипподрома - это нормально! Но вот нормально ли, что она стала элементом декора христианского храма? Думается, вопрос риторический.

Но вот что действительно восхищает в соборе Сан Марко, так это его замечательные мозаики, оформляющие фасад со стороны одноименной площади.
    Уж они-то, по крайней мере, точно не ворованные!

Мозаика на главным порталом собора. Она просто великолепна:



"Перенесение тела святого Марка из Александрии" (Пьетро Веккиа, ок. 1660 г.):



"Сеньория встречает тело святого Марка" (Л. даль Поццо, 1728 - 1729 гг.):



Мозаики, украшающие собор Сан Марко, конечно же, не ворованные, как многое в Венеции.
    Но вот о том, что изображено на тех двух мозаиках, которые посвящены святому Марку, я бы остановился немного подробнее.

Евангелист Марк, ученик апостола Петра, согласно христианским преданиям, был первым епископом в Александрии, где он и был убит язычниками в 68 году и там же погребен.
  В 828 году венецианские купцы (а как же, конечно же, купцы!) некие Буоно и Рустико, узнав о том что мусульмане оскверняют христианские святыни и превращают их в мечети, решили выкрасть мощи апостола и перевезти их в Венецию. Чтобы мусульмане не обнаружили кражу святых мощей, сообразительные торговцы поместили их в корзину и сверху положили свиные туши, к которым "сарацины" не могли прикасаться по религиозным соображениям. Так мощи святого Марка и прибыли в Венецию, в корзине со свиными тушами.
    На мозаике Пьеро Веккиа, изображено, видимо, отвращение мусульманских таможенников при виде свиных туш, под которыми были спрятаны мощи святого Марка. Очень убедительно!

А на мозаике Л. даль Поццо, мощи евангелиста Марка уже прибыли в Венецию. Заметьте, никто из венецианских патрициев, патрицианок и служителей культа носы, как на предыдущем изображении, не зажимают. Видимо, свиные туши придали мощам апостола Марка во время путешествия из Александрии в Венецию, некий благостный аромат?

Предполагаю, что правоверные христиане и мусульмане после того, что я здесь написал, предадут меня анафеме и прочим проклятиям, или даже я стану потенциальной  жертвой джихада.
    Но мне на это наплевать, я пишу то, что думаю.

Эта мозаика портала Сант Алипио особенно интересна.
    Она изображает фасад собора того времени, когда была изготовлена - около 1265 г.



О внешнем облике собора Сан Марко можно было бы рассказывать еще много, но к сожалению, в то время, когда я был в Венеции, значительная его часть была закрыта строительными лесами и задрапирована (ну, не повезло, что ж теперь поделаешь!)







Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.



Продолжние следует...

скульптура, ПРОГУЛКИ ПО ВЕНЕЦИИ, Венеция, история, мозаика, христианство, размышления, ислам

Previous post Next post
Up