Из 135 гербов, изображённых в Кодексе Манессе, 118 принадлежат миннезингерам или героям их поэм, а 17 - второстепенным персонажам, например, соперникам рыцарей на турнирах или врагам в битвах. ( К примеру, Вайнгартнерский песенник содержит 21 % реальных гербов, 68,5 - воображаемых, 10,5 % неизвестных.)
Отметим, что несмотря на то, что между текстами и миниатюрами есть связь, и художники при создании изображения могли опираться на эти поэмы, гербы не упоминаются в текстах миннезингеров. Следовательно, художники были достаточно вольны в своих решениях относительно изображения гербов, хотя и были ограничены своими познаниями и представлениями о геральдике, предшествующей традицией, доступными материалами и волей заказчика.
Гербы на миниатюрах чаще представлены на щитах классической формы (в паре со шлемовой эмблемой), располагаясь в верхней части иллюстрации. В меньшей мере гербы изображались на одежде или на ином носителе, уже как часть сюжетной композиции. Первый вопрос, которым задаётся исследователь, глядя на щиты Кодекса Манессе - это достоверность гербов. Большая часть поэтов изображена с гербами, и на первый взгляд кажется, что они созданы для того, чтобы только идентифицировать человека. Если принять во внимание тот факт, что большинство миннезингеров жили за 100-150 лет до составления сборника, и что знания о поэте ограничивались лишь его именем и произведениями, то неудивительно, что составители и художники располагали порой минимумом сведений о биографии и тем более гербе человека. В научной историографии в отношении гербов применяют такие понятия как «воображаемый», или «вымышленный», «приписанный», «мнимый», «постановочный», иногда «литературный», или «поэти ческий».
Под воображаемой геральдикой исследователи понимают совокупность гербов легендарных, исторических, литературных персонажей. Наиболее распространены воображаемые гербы библейских персонажей, героев древности, правителей раннего Средневековья и заморских стран, а также иноверцев25.
Противопоставляется этому типу герб «реальный». Под этом термином понимается герб, во-первых, владельцем которого является реальный человек, либо общественный институт; во-вторых, этот владелец жил или существовал в тех временных и территориальных границах, в которых существовала геральдика; втретьих, существуют доказательства того, что этим гербом пользовались в действительности. Эти критерии не всегда могут дать нам чёткий ответ, так как иногда реальный герб мог приписываться персонажу. В нашем случае реальные гербы городов или графств приписывались миннезингерам, которые, возможно, там родились или жили, как, например, гербы Риденбурга, Рингенберга, Констанца, Нойффера.
Реальная геральдика присутствует на страницах Кодекса Манессе, она составляет около трети от общего количества гербов. Таковыми являются герб Священной Римской империи, представленный на миниатюре с императором Генрихом VI. Также следует отметить герб Иерусалимского королевства, расположенный на миниатюре с королём Иерусалима Конрадом III, герб объединённого герцогства Брабанта и Лимбурга, а также герб Пржемысловичей − чешской королевской династии с 1158 г. и герб Моравии, с 1182 г. являвшейся имперским маркграфством в составе Священной Римской империи.
В XIV в. были созданы знаменитые всеобщие гербовники, такие как Гельдернский, Цюрихский, Белленвильский. При том, что все они блистательные произведения и геральдического, и художественного творчества, они далеко не одинаковы.
118 принадлежат миннезингерам или героям их поэм, а 17 - второстепенным персонажам, например, соперникам рыцарей на турнирах или врагам в битвах.
( К примеру, Вайнгартнерский песенник содержит
21 % реальных гербов, 68,5 - воображаемых, 10,5 %
неизвестных.)
Отметим, что несмотря на то, что между текстами и миниатюрами есть связь,
и художники при создании изображения могли опираться на эти поэмы,
гербы не упоминаются в текстах миннезингеров. Следовательно, художники были достаточно вольны в своих решениях относительно изображения гербов, хотя и были ограничены своими познаниями и представлениями о
геральдике, предшествующей традицией, доступными материалами и волей заказчика.
Гербы на миниатюрах чаще представлены на щитах классической формы (в
паре со шлемовой эмблемой), располагаясь в верхней части иллюстрации.
В меньшей мере гербы изображались на одежде или на ином носителе, уже как часть сюжетной композиции.
Первый вопрос, которым задаётся исследователь,
глядя на щиты Кодекса Манессе - это достоверность
гербов. Большая часть поэтов изображена с гербами, и
на первый взгляд кажется, что они созданы для того,
чтобы только идентифицировать человека. Если принять во внимание тот факт, что большинство миннезингеров жили за 100-150 лет до составления сборника, и
что знания о поэте ограничивались лишь его именем и
произведениями, то неудивительно, что составители и
художники располагали порой минимумом сведений о
биографии и тем более гербе человека.
В научной историографии в отношении гербов
применяют такие понятия как «воображаемый», или «вымышленный», «приписанный», «мнимый», «постановочный», иногда «литературный», или «поэти ческий».
Под воображаемой геральдикой исследователи понимают совокупность гербов легендарных, исторических, литературных персонажей. Наиболее распространены воображаемые гербы библейских персонажей,
героев древности, правителей раннего Средневековья и
заморских стран, а также иноверцев25.
Противопоставляется этому типу герб «реальный». Под этом термином понимается герб, во-первых, владельцем которого является реальный человек, либо
общественный институт; во-вторых, этот владелец жил
или существовал в тех временных и территориальных
границах, в которых существовала геральдика; втретьих, существуют доказательства того, что этим гербом пользовались в действительности. Эти критерии не
всегда могут дать нам чёткий ответ, так как иногда реальный герб мог приписываться персонажу.
В нашем случае реальные гербы городов или графств приписывались миннезингерам, которые, возможно, там родились или жили, как, например, гербы Риденбурга, Рингенберга, Констанца, Нойффера.
Реальная геральдика присутствует на страницах
Кодекса Манессе, она составляет около трети от общего
количества гербов. Таковыми являются герб Священной
Римской империи, представленный на миниатюре с императором Генрихом VI. Также следует отметить герб Иерусалимского королевства, расположенный на миниатюре с
королём Иерусалима Конрадом III, герб объединённого
герцогства Брабанта и Лимбурга, а также герб Пржемысловичей − чешской королевской династии с 1158 г. и герб Моравии, с 1182 г. являвшейся имперским маркграфством в составе Священной Римской империи.
В XIV в. были созданы знаменитые всеобщие гербовники, такие как Гельдернский, Цюрихский, Белленвильский. При том, что все они блистательные произведения и геральдического, и художественного творчества, они далеко не одинаковы.
Reply
Leave a comment