ПРОГУЛКИ ПО ВЕНЕЦИИ. Часть 9: Дворец дожей и история несчастого дожа Марино Фальери

Jun 25, 2016 16:34

    К середине XVI века в Венеции было завершено градостроительное упорядочивание района, примыкающего к собору Святого Марка и Дворцу дожей. Флорентийский архитектор Якопо Татти, прозванный Сансовино, ликвидировал хаотичную застройку квартала и тем самым завершил создание восхитительного ансамбля Пьяцетты. И сейчас в сердце Венеции лежит одно из самых великолепных соединений двух площадей - площади Святого Марка и Пьяцетты. Здесь и находится самое грандиозное здание Венеции - знаменитый Дворец дожей.



Географическое положение Венеции было очень выгодным и уже к IX веку она становится одним из главных торговых посредников между Востоком и Западом. Это способствовало ее политическому росту и экономическому обогащению.
    Громадные выгоды извлекла Венеция и из крестовых походов, переправляя на своих многочисленных кораблях (разумеется, не бескорыстно) в Святую Землю как европейских паломников, так и отряды крестоносцев-рыцарей. Благодаря разграблению крестоносцами в 1204 году Константинополя - главного конкурента Венеции, она захватила много земель, получила ряд привилегий и широко распространила свое влияние.
    Отражением могущества Венеции и стал величественный Дворец дожей.



Как и собор Святого Марка, Дворец дожей строился и украшался много столетий.

Первое его здание, построенное в 810 году, представляло собой крепость со стенами и башнями, со всех сторон окруженную водой. В 976 году часть знати и народ восстали против дожа П. Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо нее венецианцы построили новую крепость, но и она сгорела в 1106 году.

В XII веке венецианские мастера воздвигли новый дворец, причем уже не было необходимости сооружать его как крепость. К тому времени в Венеции уже не существовало обычных для средневековой Европы крепких замков и крепостных стен: здесь море служило защитой, а вместо фортов у республики имелся великолепный флот. Поэтому крепостные стены и башни возводить не стали, а сохранившийся ров засыпали.

К XIV веку дворец обветшал и пришел почти в негодность, поэтому в 1309 году (при доже С. Дзиани) венецианцы стали возводить новое здание дворца, которое потом достраивали и расширяли вплоть до XVI века. Трудами многих талантливейших умов и рук было создано это ни с чем не сравнимое архитектурное сооружение. Как будто в насмешку над всеми законами архитектуры верхняя массивная часть Дворца дожей покоится на легких ажурных арках.
    При первом взгляде кажется, что здание опрокинуто фундаментом вверх и крышей вниз, настолько нелогична сама система его фасада: две ленты слабых опор внизу и почти сплошная высокая стена наверху.

Дворец дожей на рисунке Каналетто (середина XVIII в.):



Поначалу представляется, что все архитектурные элементы фасада связаны между собой как-то нелогично, неожиданно и как будто случайно. А в то же время здесь все привлекательно, свежо и ярко, полно жизни и радости, все художественно насыщено и в конечном счете разумно. Открытая аркадная галерея первого этажа - это не художественный каприз, а чудесное укрытие от жаркого южного солнца. Это место, где любому прохожему приятно отдохнуть и полюбоваться отсюда видом одного из самых прекрасных в мире архитектурно-природных пейзажей.



Галерея второго этажа - это воздушный балкон, затеняющий с юга и запада сравнительно небольшие официальные помещения и служащий удобным средством соединения между ними.



Комбинация во Дворце дожей ажурных галерей и гладкой стены насыщает весь фасад необычайным богатством композиционных контрастов и как бы обнажает общий облик фасада, открытый навстречу ансамблю Пьяцетты и простору венецианской лагуны.











Отделка дворцовых фасадов велась в основном в середине и второй половине XV века, когда прежнее увлечение готической традицией сменилось у венецианцев стремлением к более гармоничным формам Ренессанса. Отказавшись от готической филигранности, они сделались поклонниками мягкой закругленности архитектурных форм, блещущих разнообразными сортами мрамора. Однако светлый фасад Дворца дожей, выходящий на Пьяцетту, имеет одну мрачную деталь. Во втором ярусе 9-я и 10-я колонны сделаны из мрамора более густого, красноватого оттенка: между этими колоннами объявлялись смертные приговоры.



Дворец дожей имеет только один коридорообразный вход-портал - громадные бронзовые ворота, которые называются "Porta dell Carta" ("Врата бумаги"). Вероятнее всего, это название объясняется тем, что неподалеку находился архив документов, а рядом сидели писцы, помогавшие горожанам составлять различные грамоты и прошения.

Этот портал был создан в 1438 - 1441 гг. Дж. Б. Буон. Обилие орнаментов на входе доведено до предела, а тонкость их исполнения - до ювелирной работы. Это фантастическое кружево когда-то блистало позолотой и лазурью. Скульптурная группа над входом изображала крылатого льва Святого Марка и коленопреклоненного перед ним дожа Ф. Фоскари. В XIX веке барельеф заменили новым, а от старой скульптуры сохранились только фрагменты.





Балкон Дворца дожей:



Об интерьерах Дворца дожей здесь я рассказывать не буду. Но хотелось бы поделиться с вами одной любопытной историей, связанной с "Залом Совета Десяти".

В этом зале сейчас помещены превосходно написанные портреты всех дожей, правивших в Венеции. Но на месте, где должен быть портрет дожа Марино Фальери, видна только пустая овальная рама, а под ней надпись: "Здесь место Марино Фальери, казненного за измену".

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ИЗ-ЗА ОДНОГО ПОЦЕЛУЯ
ЛИШАЮТСЯ ЖИЗНИ ВЛАСТЬ ПРЕДЕРЖАЩИЕ

Избранный дожем в 1354 году Марино Фальери плыл из Рима в Венецию. Когда он уже был на виду города, опустился густой туман, и гондольер причалил к ступеням Пьяцетты между двумя гранитными колоннами, где обычно совершались казни над преступниками. И Фальери тотчас принял это обстоятельство за дурное предзнаименование.

До сих пор в Венеции есть примета, согласно которой,
в том случае, если вы пройдете меджу этих двух колонн,
то ничего хорошего вас впереди не ожидает.
Но, как видим, это мало кого из туристов останавливает:



То ли большинство из них не знают об этой примете,
то ли просто из-за огромных толп, снующих между колоннами,
полагают, что примета уже не действует?
Я далеко не суеверный человек, но судьбу лишний раз искушать не стал
и между этими колоннами, помня об участи Марино Фальери,
не совался.



Через семь месяцев после своего избрания дож устроил великолепный праздник. Марино Фальери было уже 80 лет, но это не помешало ему жениться на молоденькой дочери одного из своих друзей.



В числе гостей находился некий М. Стено, который в один из моментов праздника пылко поцеловал молодую жену дожа. Этот поступок, вполне извинительный во время маскарада, очень не понравился суровому дожу. Он приказал слугам вытолкать своего обидчика взашей.



Ну а тот, раздраженный оскорблением, нанесенным ему на глазах возлюбленной и перед всей венецианской аристократией, проблался в "Зал Совета Десяти" и на дубовой спинке кресла дожа вырезал надпись: "У Марино Фальери красавица-жена, которую он содержит, а другие ею пользуются".

На следующий день надпись была обнаружена, влюбленного хулигана Стено заключили в тюрьму.

Знаменитый "Мост вздохов", соединяющий судебный зал
Дворца дожей с тюрьмой:



Однако, Совет Десяти, обсудив дело, принял во внимание молодость обвиняемого, его пламенную любовь ("Ах, Венеция, город влюбленных..."), и вынес весьма мягкий приговор: два месяца в тюрьме и изгнание из Венеции сроком на один год.

Узнав о таком решении, дож Фальери пришел в бешенство, увидев в нем новое для себя оскорбление. И теперь уже решил отомстить не только любовнику своей жены, но и всем оскорбившим его венецианским патрициям. Сговорившись с неким И. Бертуччио, вызвавшимся собрать множество недовольных венецианской знатью, чтобы ее истребить, дож назначил на 15 апреля 1355 года государственный переворот.

Но планам престарелого ревнивого властолюбца свершиться было не суждено. Видимо кто-то из предполагаемых заговорщиков донес в Совет Десяти, и вот в тот самый день, на который был назначен переворот, состоялся суд над самим дожем Марино Фальери.

Урны для доносов анонимных осведомителей
были в Венеции не редкостью. Вот одна из них:



(Перевод: "Тайные обвинения против любого, кто скрывает милости
или услуги, или тайно сговорился, чтобы утаить истинный доход от них".)

Дож не стал запираться, признался перед судом во всех своих замыслах, выдал всех своих приспешников и был приговорен к смертной казни.

Через два дня, ранним утром, члены Совета Десяти отобрали у дожа знаки его достоинства, щит с гербом Фальери был разбит, а он сам был обезглавлен вместе с примерно сотней заговорщиков.

Казнь дожа Марино Фальери, осужденного Советом Десяти
наи картине Эжена Делакруа (1827 г.):



Дальнейшая судьба его молодой супруги и влюбленного в нее М. Стено, довольно невинный поцелуй которых на карнавальном празденстве привел к таким серьезным последствиям, мне, увы, неведома.

Продолжение следует...



Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

архитектура, ПРОГУЛКИ ПО ВЕНЕЦИИ, Венеция, история

Previous post Next post
Up