Мистическая история картины Ивана Крамского "Русалки"

May 06, 2016 19:03

    Ко всяким проявлениям мистицизма, я, считая себя человеком рационалистическим, отношусь с вполне понятным скептицизмом. Но иногда, особенно когда речь заходит об изобразительном искусстве, мой скептицизм дает некоторую слабину, уж слишком таинственными и необъяснимыми являются некоторые истории, происходящие с теми или иными произведениями живописи.
    Одну из таких историй я хотел бы предложить вашему вниманию.

В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с "нехорошей" репутацией. В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Николаевича КРАМСКОГО. А самое большое количество легенд связано с его картиной, написанной в 1871 году, "РУСАЛКИ".



Замысел "Русалок" возник у художника под впечатлением повести Н. В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница".
    Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Крамской.



Автопортрет И. Н. Крамского (1867 г.):



Эта тема была для художника-реалиста неожиданной и новой. Художник очень любил творчество Н. В. Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу "Майской ночи", погрузить зрителя в таинстенный мир малороссийского фольклора.
    Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем.

Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: "Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна...", - сетовал художник.
    Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было - только её блики на призрачных фигурах русалок.

Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира была чрезвычайно опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. "Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло", - говорил Крамской.

Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину "крайним правдоподобием фантастического сна": "Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники, что появление произведения, подобного "Майской ночи", должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление".
    Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась МИСТИКА.

На первой выставке Товарищества передвижников "Русалок" Крамского повесили рядом с картиной А. К. Саврасова "Грачи прилетели".



Ночью саврасовский пейзаж неожиданно упал со стены - тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство.
    Но вскоре стало не до шуток.

Знаменитый меценат П. М. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи.

Портрет Третьякова кисти И. Е. Репина (1883 г.):



Для "Грачей" Саврасова  место сразу нашлось - в кабинете, а "Русалкам" долго не могли найти подходящего места, перевешивая из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось едва слышное пение и веяло прохладой, как будто у воды.
  Уборщицы отказывались заходить в тот зал, где висела картина.

Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном.
    Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на "Русалок", сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе.
  Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы на нее не падал дневной свет: "Трудно русалкам  при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!".
    Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета.
    С тех пор посетители галереи на картину не жаловались.

Но мистическая история с картиной Крамского ничуть не помешала другим русским художникам постоянно возвращаться к этому сюжету. Вот, например, картина К. Е. Маковского "Русалки" (1879 г.):



Вот такая вот мистическая история.
    А верить в нее или нет, дело ваше.

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

мистика, Крамской, изобразительное искусство, Третьяков, история

Previous post Next post
Up