Марк Эфесский и Флорентийская уния

Apr 16, 2016 14:10

    Византийская империя в XV веке переживала крайне тяжелый период, турки все более и более захватывали ее территории, под властью императора оставалась лишь Константинополь и несколько соседних областей к западу от Босфора и полуостров Пелопоннес.
    Ради спасения государства власти Византии в лице императора Иоанна VIII Палеолога решили просить помощи у папы Римского. Папа Евгений VI обещал оказать помощь в борьбе с турками, но при условии признания православной церковью католического догмата о непогрешимости папы и его главенстве над всем христианским миром.

Для этого в 1438 году был созван Ферраро-Флорентийский собор с участием высшего католического и православного духовенства. 6 июля 1439 года на соборе была подписана так называемая Флорентийская уния (хотя заседания собора продолжались до 1445 года, сначала во Флоренции, а потом в Риме).

Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре,
в котором в 1439 году была подписана уния:



Согласно унии, Византия признавала верховенство папы Римского во всех вопросах христианской веры, а в ответ на это Ватикан обещал оказать помощь в отражении османской агрессии.



Под этой унией поставил свою подпись и митрополит Молдавско-Валашский, Киевский и всея Руси Исидор. Когда Исидор в 1441 году вернулся в Москву из Флоренции, на Руси об унии уже знали. Исидор отслужил литургию в Успенском кафедральном соборе (не в том, конечно же, который был сооружен Аристотелем Фиораванти в 1475 - 1479 годах, а в его предшественнике, построенном при Иване Калите), и во время литургии он первым упомянул не Константинопольского патриарха, а папу Римского Евгения VI.

Василий II принимает митрополита Исидора в Москве
(миниатюра из летописного Лицевого свода XVI века):



В ответ на это великий князь Московский Василий II назвал митрополита Исидора "волком" и выгнал из храма. Исидор вскоре бежал в Литву, где перешел на службу в католическую церковь, кардиналом которой он был провозглашен еще в 1439 году (кстати, он был похоронен в базилике Святого Петра в Риме).

Флорентийская уния не вошла в силу ни в Византии, ни на Руси. Католическая церковь считает Ферраро-Флорентийский собор 1438 - 1145 годов XVII Вселенским, а православная церковь презрительно именует его "униатским" и его решения отвергает.

Из почти 700 участников собора лишь пятеро представителей православной церкви не подписали Флорентийскую унию: митрополит Нитрийский Исаакий, митрополит Газский Софроний, епископ Ставропольский Исайя (тайно бежал из Флоренции), митрополит Иверский (грузинский) Григорий (притворился сумасшедшим) и епископ Константинопольской церкви, митрополит Эфесский Марк.



Отсутствие под унией подписи Марка было самым значительным. Папа Евгений VI расценил это как общий провал всей затеи объединения христианских церквей под своей властью. Существует версия, согласно которой, когда римскому понтифику предоставили акт унии, он в первую очередь спросил: "А подписал ли Марк?". И получив отрицательный ответ, воскликнул: "Итак, мы ничего не сделали!"

Вскоре после подписания унии Константинопольский патриарх Иосиф II скончался (за 8 дней до своей кончины он признал унию). Занять патриаший престол было предложено Марку Эфесскому, но он отказался, продолжив служение в Эфесе. До конца своих дней митрополит Марк боролся с унией, и не безрезультатно: на его сторону переходили не только отдельные священники, но крупные монастыри. Некоторые из епископов, поставивших свою подпись под Флорентийской унией, отозвали свои подписи.



Марк Эфесский скончался в Константинополе в 1444 году, но лишь в 1734 году был канонизирован Константинопольской православной церковью. Марк включен в святцы РПЦ и почитается в лике святителей и подвижников как борец с унией. А в 2012 году его канонизировала и Русская православная старообрядческая церковь.

Помощь, которую обещал оказать Византии папа Римский, в итоге закончилась практически ничем. Объявленный им крестовый поход против турок провалился, а православные сербы даже выделили вспомогательные войска в армию султана Мехмеда II, который 29 мая 1453 года взял Константинополь, тем самым закончив существование тысячелетней Византийской империи.

Вступление Мехмеда II в Константинополь
(картина Жана-Жозефа-Бенжамена-Констана, 1876 г.):



За пять лет до падения Константинополя, в 1448 году, РПЦ провозгласила свою автокефальность. И хотя до сих пор Константинопольская церковь именуется "Вселенской", всем совершенно понятно, что из 15-ти ныне существующих автокефальных православных церквей именно РПЦ является самой влиятельной во всем православном мире. И значительную роль в этом сыграл Ферраро-Флорентийский собор и его непризнание на Руси, а также мужество и стойкость в вере митрополита Марка Эфесского.

Автором данной статьи является моя любимая жена, кандидат исторических наук, доцент Светлана Воробьева, умница и красавица!!!



Я лишь немного, с разрешения автора, разумеется, статью отредактировал и добавил к ней соответствующие иллюстрации. Оригинал статьи можно найти в паблике "Вселенная истории" в "ВК".

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

интересно, христианство, XV век, история

Previous post Next post
Up