Фигура императора Павла Петровича, на мой взгляд, является одной из самых оболганных в нашей истории. Его чаще всего представяют сумасбродом, чуть ли не полуидиотом, политика которого совершенно лишена всякой логики. Причем, таковым он предстает не только художественной литературе и фильмах (как советских, так современных), но и, к сожалению, в научной исторической литературе (хотя, справедливости ради, нужно отметить, что не все историки, основываются исключительно на мемуарах противников павловского правления, в том числе причастных к заговору и убийству императора в ночь с 11 на 12 марта 1801 года).
Впрочем, не собираюсь здесь перегружать вас историографической информацией, а лучше напомню то, что всем (ну или почти всем) известно.
Помните, как во всеми любимом фильме "Весна на Заречной улице" (казалось бы, какое отношение это советское 1950-х годов кино имеет к Павлу I?), учительница, в которую был влюблен герой Николая Рыбникова, на уроке литературы начинает рассказ о биографии Пушкина?
А вот как: "В 1799 году, когда в Петербурге правил трусливый император Павел, в Москве родился..." (извините, цитирую по памяти).
Называть Павла I "трусливым", зная его реальную, а не придуманную биографию, как я думаю, никак нельзя. Пусть, непоследовательным, вспыльчивым, но уж никак не трусливым.
Впрочем, спишем это на советскую идеологию, соласно которой: "России вообще не везло с царями..." (если кто не помнит, это слова двоечника из фильма "Доживем до понедельника". Правда, он еще добавил: "Кроме Петра Первого"). Сначала я хотел удивиться, что не был назван еще и Иван Грозный, но потом сообразил, что фильм был снял в 1968 году, то есть уже после того, как карателей первого русского царя по личному указанию Сталина называли не иначе как "прогрессивным войском опричников".
" - За что единицу-то?
- За "более-менее":
Но и в современной России, казалось бы, отрекшейся от идеологических штампов, сделавшей переоценку большинства исторических персонажей (например, совершенно бездарный царь Николай II из "Кровавого" превратился в святого великомученника), личность Павла I до сих пор остается по меньшей мере комичной.
К примеру, на мой взгляд, очень неплохой фильм "Бедный, бедный Павел", снятый в 2003 году режиссером Виталием Мельниковым, по пьесе Мережковского "Павел I", опять-таки изображает императора в карикатурном виде, чему очень способствует великолепная игра Виктора Сухорукова, совершенно, кстати, не похожего на реального императора Павла Петровича.
Особенно отвратительно то, что едва и не главной положительной фигурой в этом фильме предстает организатор убийства государя - граф Пален (в исполнении Олега Янковского), человек, которому император доверился, и который предал его доверие, став во главе заговора.
Не слишком привлекателен образ Павла I и в литературе.
Начиная от того же Дмитрия Мережковского, заканчивая "Гранью веков" Натана Эйдельмана (помните, именно эту книгу читал бандит в исполнении Станислава Говорухина в культовой "АССЕ" Сергея Соловьева). Да и в тех фрагментах этого фильма, которые посвящены Павлу, он показан не в самом симпатичном виде (не говоря уже о том, что А. Домогаров в образе наследника Александра, вообще неправдоподобен, как и Д. Долинин в образе императора).
Ну а большинство из тех, кто не имея исторического образования, являлся книгочеем во второй половине прошлого века, судит о Павле I по замечательной повести Юрия Тынянова "Подпоручик Киже", зачастую даже не понимая, что это пародия не на императора, а на те порядки, доставшиеся ему в наследство от "матушки" Екатерины II, с которыми он пытался бороться, но так и не смог победить.
Иллюстрация Е. А. Кибрика (1930 г.) к повести Ю. Н. Тынянова:
Недаром, первыми словами нового императора Александра - пассивного участника убийства отца, стали: "При мне все будет как при бабушке!". Разложившуюся в "золотой век дворянства" русскую аристократию, никак не мог устроить император, сделавший попытку привести к порядку эту "опору престола".
Но вот интересно, что в исторических анекдотах Павел Первый вовсе не выглядит безумным тираном, каким его обычно представляют.
Впрочем, судите сами.
АНЕКДОТ №1
Император Павел I, приходя к Иорданскому подъезду Зимнего дворца после крещенскоо парада, заметил белый снег на треугольной шляпе поручика.
- У вас белый плюмаж! - сказал государь.
(А белый плюмаж составлял тогда отличие бригадиров, чин которых по "Табели о рангах", соответствовал 5 классу, тогда как чин поручика - лишь 12-му, или 9-му, если он был гвардейцем).
- По милости Божьей, Ваше Величество! - ответил находчивый поручик.
- Я никогда против Бога не иду! Поздравляю бригадиром! - сказал император и пошел во дворец.
АНЕКДОТ №2
Во время своих ежедневных проогулок по Петербургу император Павел встретил офицера, за которым солдат нес шпагу и шубу. Государь остановил их и спросил солдата:
- Чью ты несешь шпагу и шубу?
- Моего начальника, прапорщика N, - ответил солдат, указывая на офицера.
- Прапорщика? - сказал император с изумлением. - Так поэтому ему, стало быть, трудно носить свою шпагу, и она ему, видимо, наскучила. Так надень-ка ты ее на себя, а ему отдай свой штык с портупеей, которые будут для него полегче и поспокойнее.
Пример этого произвел сильное впечатление в армии, и офицеры стали строго держаться формы.
АНЕКДОТ №3
При одном из докладов своего секретаря Магнуса Брискорна Павел сказал решительно:
- Хочу, чтобы было так!
- Нельзя, государь.
- Как нельзя? Мне нельзя?
- Сперва перемените закон, а потом делайте, как угодно.
- Ты прав, братец, - ответил имератор.
Мне одному только кажется, что в этих исторических анекдотах образ Павла I предстает в совершенно другом виде, не похожем на тот, каким его до сих пор представляют всевозможные СМИ?
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.