Небольшое вступление
Сразу скажу о том, что к вопросу о переименовании улиц, в том числе и о возвращении им исторических названий, у меня отношение довольно сложное, или скорее, неопределенное до конца. В этом вопросе я вообще очень субъективен, и хотя я и являюсь историком, часто сужу не с исторической точки зрения, а с позиции "нравится - не нравится".
Так, например, мне нравится, что бывшая площадь Дзержинского снова стала Лубянской, а Ленинские горы - Воробьевыми. Но мне не нравится, что станция метро "Лермонтовская" вдруг стала "Красными воротами" (ведь никаких Красных ворот там все-равно давно уже нет, и даже если их восстановят, то это будет явный новодел, а вот памятник поэту там стоит ("мужик в пиджаке", "кто ж его посадит?" - помните?).
И по мне, пусть уж будет станция "Кропоткинская", к названию которой все давно уже привыкли (хотя, думаю, что 9 из 10, у кого вы на улице спросите, кто такой Кропоткин, затруднятся ответить на этот вопрос), и мне категорически не нравится идея о переименовании её в "ХСС" (который, к тому же, так же является новоделом, да и вообще, с архитектурной точки зрения, не самым выдающимся сооружением Москвы).
Так же я был против переименования станции "Войковская", и рад, что оно не состоялось по волеизъявлению самих москвичей. И дело здесь не в самой фигуре Войкова, которая мне тоже не слишком симпатична, а в том, что этот топоним с ним уже практически никем не ассоциируется, но является устоявшимся в московской топонимике.
Впрочем, что-то мое вступление, которое должно было быть небольшим, несколько затянулось. Поэтому перехожу к основной части поста.
Во время последнего посещения "жемчужины" Золотого Кольца старинного Суздаля, мне просто бросилось в глаза совершенно явное несоответствие названий улиц этого городка с тем, чем на этих улицах можно и нужно любоваться.
Например, для того, чтобы войти в основанный в 1207 году Ризоположенский монастырь через его Святые ворота, сооруженные в 1688 году, нужно перейти улицу Ленина (ну или по вашему выбору, улицу Крупской):
Кто-нибудь мне может объяснить, какое отношение Ильич и его супруга (при всем моем к ним уважении!) имели отношение к женскому монастырю начала XIII века или к Святым воротам конца XVII века, особенно учитывая, что они были убежденными атеистами?
А знаете ли на какой улице находится Ризоположенский собор этого монастыря, построенный в XVI веке?
На улице с многозначительным названием - Коммунальный городок!!!
Впрочем, если знать, что в 1928 году этот памятник архитектуры был переоборудован под электростанцию, его главы были снесены (восстановлены в прежнем виде в 1964 году), а сам девичий монастырь превратился комплекс бараков, сохранившихся до нашего времени, то удивления будет меньше.
На одном из них (обратите внимание на состояние крыши!) и красуется название улицы:
Обратите внимание также на состояние древнего монастыря:
Ему явно нужна скорая помощь!
Может быть название улицы - "Коммунальный городок" - оставили в память о работе коммунальных служб Суздаля? Впрочем, это я отнес бы к черному юмору, если, конечно же, это юмор!
Справедливости ради, не могу не сказать, что одна из улиц, ведущих к Ризололоженскому монастырю, созранила свое историческое название - "Нетёка". Название этой улицы восходит еще к времени основания монастыря, т.е. к началу XIII века, поскольку между посадом Суздаля и монастырем проходил ров с этим наименованием. Рва давно уже нет, но название (что удивительно!) сохранилось!
Не находите ли, прекрасное название улицы для Суздаля?
На фотографии выше наша группа самостоятельных туристов (меня здесь нет, поскольку я фотографирую). Именно после этого я и обратил внимание на название узиц Суздаля.
Вот еще одно замечательное название - "Теремки":
Пусть этот дом и не слишком похож на теремок, но ведь трудно поспорить, что название улицы, на которой он (и многие подобные ему) расположен, намного больше подходит, чем это:
Кстати, улица Энгельса раньше называлась Златоустовской.
Правда ведь для Суздаля с его населением менее 10 тысяч человек, в котором церквей и монастырей больше чем жилых домов (это я конечно утрирую, но впечатление складывается именно такое) имя соратника Карла Маркса является чуждым?
Не пора ли всем улицам Суздаля в его историческом центре вернуть их исторические названия?
Уже давно, тридцать лет тому назад, когда мне было 15 лет, я был более категоричен в оценке московский топонимов того времени. И у меня родились несколько наивные стихи, от смысла которых я и сейчас не отрекаюсь:
"Дом Волконских не на Знаменке,
Ни Дмитровки, ни Маросейки нет.
Где старые Покровки, Варварки?
Где имена ушедших лет?
Седой московской старины
Названия сочли мы дерзкими,
И Патриаршие пруды
Теперь зовутся Пионерскими".
Улицам центра Москвы, к счастью, вернули их исторические имена: теперь есть и Дмитровка, и Варварка. И Патриаршие пруды снова - Патриаршие.
Так может быть суздальцам нужно просто надавить на администрацию города и потребовать от нее, чтобы улицам исторического центра вернули их исконные имена?
Или они настолько заняты зарабатыванием денег на туристах, что им просто не до этого?
А чего заморачиваться лишними проблемами, "пипл и так схавает!!!"
Ну а если востребованна советская символика, то, может быть, и переименовывать ничего не надо?
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Эта фотография моей любимой женой сделана не в Суздале, а в залах Владимирского исторического музея, но на ней я такой, какой есть на самом деле.
Продолжение следует...