Интересно о Цезаре (часть 2)

Jan 20, 2016 17:46

    Продолжение.
    Начало поста можно найти по тэгу "Цезарь".

Внешне Юлий Цезарь был отчаянным поборником сохранения республиканского строя. Это выражалось и в словах, и в красивых жестах: он, например, в отличие от других аристократов, очень мало пользовался носилками и ходил пешком на глазах у всех. Протягивал руку всем подряд: древние авторы писали, что эта мягкая, нежная рука могла лечь в ладонь каменотеса. Всячески показывал, что он за равенство всех римлян. Но надо понимать, что с помощью рукопожатий, красивых речей, благообразной внешности он боролся и за должности.

Получив должность эдила, Цезарь проявил такую готовность и такое стремление угождать народу, что абсолютно разорился. Эта должность могла существовать только в системе римских магистратур: Цезарь отвечал за удовольствия граждан и жителей Рима. Украшение города, наблюдение за ним, ремонт дорог, а главное - праздники, пиршества и бесплатная раздача хлеба. И все это на свои (то есть, его Цезаря) деньги!

Любимое развлечение римлян - гладиаторские бои.
Картина Жана-Леона Жерома (1872 г.) "Пальцы вниз" (Pollice Verso):



В Риме к тому времени вырос целый слой люмпен-пролетариев - разорившихся граждан, не желающих и не способных работать, живущих подачками Республики. Цезарь им на потеху выставил 250 пар гладиаторов, потратив на это почти все свои немалые средства. А ведь до этого он был весьма состоятельным человеком (правда, история и умалчивает, каким образом он приобрел состояние). Теперь же гладиаторские бои его совершенно разорили. Кредиторы, узнав о том, что его отправляют наместником в Дальнюю Испанию, испугались, что он убегает от долгов, и пытались даже препятствовать отправке. Только поручительство богача Красса позволило Цезарю все-таки уехать из Рима.



Сам же Цезарь знал, что он на войне он разбогатеет. Ведь тогда "воевать" и "грабить" значило почти одно и то же. Правда, и Марк Лициний Красс не был просто благодетелем - он знал, что Цезарь свое возьмет, а заодно отдаст ему долги, причем с процентами.



И вот Цезарь опять в Риме. Он рассчитался с долгами и уже готов вступить в по-настоящему большую игру. В 59 году до н.э. он становится консулом, и возникакет так называемый первый триумвират: Цезарь, Помпей и Красс - три крупные фигуры, каждая по-своему выделяется на политическом небосклоне. Цезарь - множественностью талантов и умением заслужить людовь народа в римском понимании. Помпей - полководческим даром. Красс - огромным, хотя и неблаговидно нажитым богатством. Они временно помогают друг другу, лезут вверх по ступенькам республиканских должностей. А потом, конечно, столкнутся в непримиримой вражде.

Гней Помпей Магн, например, все время будет проявлять нерешительность, если не сказать трусость (помните, как он отказался от своей жены по приказу Суллы, еще тогда в нем проявилось это главное отличие от Цезаря - неготовность настоять на своем), и в итоге Цезарь скажет о нем: "Помпей не умеет побеждать".



Помпей не сказал бы "Жребий брошен", и не переступил бы Рубикон, несмотря на все свои легионы...

Тут надо сказать о римской армии, которая в конце Республики превратилась в свою противоположность.
    Рим начинал свое величие с того, что его армия была почти непобедима. Это было, по сути, народное ополчение, строго организованное по имущественному цензу: свободные люди, возглавляемые офицерами из аристократии. с железной дисциплиной. Для того, чтобы быть в этой армии, надо было быть гражданином, а значит, собственником земли.
    Однако в конце II века до н.э. реформы Гая Мария необратимо меняют и армию. Так много людей потеряли землю, что армия поневоле становится наемной (хотя пока наемники - только римляне), и теперь свой земельный кусок римский  легионер мог получить уже после долгой службы в армии.
    Следствием этого шага стало то, что римские легионы отныне преданы не столько Республике, сколько лично своему полководцу. У Помпея свои легионы и ветераны, у Цезаря и Красса - свои.

Римские легионеры
(реконструкция):



Но войско под свое начало можно получить, только если сенат позволит тебе воевать, назначит проконсулом в какую-нибудь провинцию. В 58 году до н.э. Цезарь получает назначение в Цизальпийскую (Ближнюю) и Трансальпийскую (Дальнюю) Галлию с правом собирать войско. И галльская кампания делает его великим - за восемь лет он покоряет всю Галлию, солвершает походы в Германию и Британию.

В 52 году он разгромил крупнейшее восстание Верцингеторикса, объединившего в борьбе против римлян множество кельтских племен. Окруженный двойным кольцом легионов Цезаря в крепости Алезия, Верцингеторикс был вынужден сдаться.



Цезарь - на вершине военной славы. К этому моменту Красс погибает в походе в Сирии, в Риме остается Помпей. Он становится консулом и проконсулом одновременно, сосредоточивая в своих руках огромную власть. Цезарь хочет того же для себя, но сенат ему отказывает. Вот тогда Цезарь и переходит Рубикон - границу между Галлией и Италией. Начинается гражданская война, которая продлится почти до смерти Цезаря.

Он будет побеждать: получит голову Помпея от египетского царя Птолемея (по легенде, Цезарь был не очень доволен такой услужливостью), разобъет почти всех сторонников Помпея.
    В недолгие "тихие" месяцы между сражениями он реформирует систему управления Республикой, станет полновластным диктатором (сначала он получит эту должность на год, потом пожизненно). Одновременно он получит консульскую и трибунскую власть, право первым голосовать в сенате, станет руководителем нравами (да, и такая должность тоже была в Риме).
    Формально он не нарушит республиканского устройства, фактически - сделает огромный шаг к империи. Республика была обречена. Но и Цезарь был обречен - пытаясь балансировать между разными партиями, он проводил так называемую политику милосердия к врагам: мог простить тех, кто был обвинен в заговоре против него, вернуть их в Рим.
    Эта политика его в конечном счете и сгубила - он был убит в 44 году до н.э. этими же прощенными им людьми.

Яркий, неординарный, необычный. Все эти слова, безусловно, о нем, о Цезаре. Он во многом был неординарен: действительно, как и рассказывали, мог диктовать сразу шесть писем - то одно, то другое - и писцы за ним не успевали, но его тексты всегда были связными.

Кем же он был прежде всего? Полководцем, политиком? Похоже, все-таки политиком. Но главное - он был интереснее, глубже многих своих современников. И, увы, не случайно, а закономерно, что именно Цезарь стал жертвой такого наглого и откровенного политического заговора и убийства.



Продолжение темы о Цезаре, думаю, вскоре последует.

Сергей Воробьев.

Цезарь, Древний Рим, история

Previous post Next post
Up