Как я уже говорил, Ярославль - удивительный город.
Одним из приятных удивлений при посещении Ярославля для меня оказался его Художественный музей, впечатлением о котором я хочу с вами поделиться.
Фрагмент иконы "Троица" XVI века из собрания Ярославского художественного музея:
Ярославский художественный музей по праву пользуется славой одного из крупнейших музеев русской провинции, в котором гармонично объединены девять веков русского изобразительного искусства.
История музея ведет свой отсчет с 1919 года, когда по инициативе художественного общества в Ярославле была открыта галерея. Собрание музея, начавшись с нескольких десятков работ, в настоящее время насчитывает более 70 тысяч произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, нумизматики и народного искусства.
Экспозиции музея размещены в зданиях-памятниках исторического центра древнего города, определяющих его архитектурный облик. Особенность экспозиций - соответствие времени создания произведений.
"Иконы Ярославля XIII - XVII веков" представлены в палатах 80-х годов XVII века митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича (Митрополичьи палаты, Волжская набережная, 1).
Искусство России XVIII - XX веков занимает главное здание музея, Губернаторский дом-дворец, построеный по указу Александра I в 1821 - 1826 годах, и служивший не только императорской резиденцией, но и путевым дворцом российских императоров (Волжская набережная, 23).
В этой части я расскажу о шедеврах древнерусского искусства, выставленных в Митрополичьих палатах.
Прежде чем перейти к обзору экспозиции древнерусского искусства, хотелось бы немного рассказать об истории Митрополичьих палат, поскольку она сама по себе достаточно интересна.
Здание Митрополичьих палат было выстроено на высоком берегу Волги в 1680-х годах по повелению митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича.
Иона Сысоевич (1607 - 1690), митрополит Ростовский и Ярославсий в 1652 - 1690 гг., был сподвижником патриарха Никона, по благословению которого и стал митрополитом. После фактического низложения Никона Иона с сентября по декабрь 1664 года являлся местоблюстителем патриаршего престола, но за открытую поддержку опального патриарха был отправлен из Москвы в свою Ростовскую митрополию, где развернул масштабное строительство (Ростовский кремль, Толгский монастырь в Ярославле, Воскресенский монастырь в Угличе, Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге и многие другие).
Портрет митрополита Ионы Сысоевича в музее Ростовского кремля
(начало XIX века):
"Палаты каменные архиерейские изрядные", как написал о них современник, за исключением незначительных изменений во внешнем облике, не перестраивались. Как и во времена Ионы Сысоевича, окна украшают наличники из фигурного киприча, внутри помещений сохранились внутристенные дымоходы, ниши-шкафы, лестница, соединяющая два этажа. Планировка дома проста: широкие сени делят его на две почти равные части. В западной, предназначенной для официальных приемов и трапез, расположен большой одностолпный зал, а восточная часть - это личные покои церковного иерарха.
В Митрополичьих палатах происходило немало интересных событий, связханных с историей России.
В 1702 году на Ростовскую и Ярославскую митрополию указом Петра I был определен святитель Димитрий (в миру Данила Саввич Туптало, 1651 - 1709), которому в связи с появлением большого количества раскольников и сопротивлением населения нововведениям Петра I, сторонником которого он являлся, приходилось чаще обычного объезжать свою епархию.
Святитель Димитрий Ростовский
(парсуна начала XVIII века):
В Ярославле ему приходилось останавливаться надолго. Здесь, в Митрополичьих палатах, состоялся знаменитый "спор о бороде", который сам Димитрий подробно описал. "Некии человеки брадаты приступльше ко мне глаголющи: владыко святый! Велят нам по указу Государеву брады брити, а мы готовы главы наши за брады положити. Аз же вопросил их: что отрастт, глава ли отсеченная, или брада обриенная?"
Лубок начала XVIII века:
В 1767 году императрица Екатерина II, путешествуя по Волге, останавливалась в Митрополичьих палатах, которые стали к этому времени резиденцией ярославских губернаторов.
Портрет императрицы Екатерины II работы А. П. Антропова (1716 - 17950,
выставленный в Ярославском художественном музее:
Прожив здесь пять дней, императрица написала на основе рассказанных ей анекдотов из местной жизни пять комедий, среди которых были "Невеста-невидимка", "О, время!" и "Именины госпожи Ворчалкиной".
В 1918 году во время левоэсеровского восстания Митрополичьи палаты были повреждены, но крепкие стены устояли. В 1920-х годах реставратор П. Д. Барановский восстановил здание, кромпе парадного южного крыльца, разобранного еще в XIX веке.
Самое же поразительное событие произошло в Митрополичьих палатах в 1977 году, после того, как в здании, переданном художественному музею, разместился отдел древнерусского искусства. Когда сотрудники музея поднялись на чердак, они обнаружили там иконы, лежавшие на полу перекрытия. Восемьдесят одну икону кто-то тщательно спрятал, сохранив их во времена советского богоборчества. Имена этих подвижников культуры остались неизвестными, но иконы, несмотря на их плохое состояние, удалось спасти.
Сейчас в Митрополичьих палатах хранится почти две тысячи икон, главным образом из разрушенных ярославских храмов.
Главной "жемчужиной" музея является домонгольская икона начала XIII века "Спас Вседержитель", которая входит в число редчайших памятников древнерусской культуры.
Эта икона была семейной реликвией ярославских князей - святых Василия (1229 - 1249) и Константина (? - ок. 1257). Позже икона находилась в Успенском соборе у раки с мощами этих князей. Древний Успенский собор, построенный в 1215 году, неоднократно перестраивавшийся в XVI - XVII веках, был снесен в 1937 году.
Успенский собор в начале ХХ века:
К 1000-летию Ярославля на месте древнего собора был построен новый, впрочем, не слишком соответствующий верхневолжским архитектурным традициям (впрочем, об этом соборе я расскажу отдельно):
Икона "Иоанн Предтеча"
(60-е годы XVI века):
Эта икона с изображением святого покровителя Ивана Васильевича Грозного была написана, видимо, в связи с приездом царя в Ярославль в разгар опричнины. Образцом для нее послужила икона из Благовещенского собора Московского кремля - домовой церкви царской семьи. Подчеркнуто аскетичный облик Иоанна Крестителя, его суровый лик воспевают проповеднический подвиг предшественника и крестителя Христа. Икона ярко отражает духовный облик эпохи Ивана Грозного.
Фрагмент более поздней иконы (конец XVII века)
с изображением отсеченной головы Иоанна Предтечи:
Илья Пророк считается небесным покровителем Ярославля, поскольку по преданию именно в Ильин день Ярославом Мудрым был заложен город. Да и первый храм, сооруженный в Ярославле в начале XI века на Стрелке в древнем Ярославском кремле, был посвящен Илье Пророку. Величественный образ святого отражен на иконе "Илья Пророк в пустыне", относящейся к концу XIV века:
Икону "Сергий Радонежский с житием и Сказанием о Мамаевом побоище" написали для Ярославской Троицкой (Власьевской) церкви монахи-иконописцы Троице-Сергиевого монастыря в середине XVII века. Эта икона является единственным в иконописи изображением Куликовской битвы:
"Богоматерь Корсунская" (первая треть XVII века) относится к типу "Умиление", представляя собой один из редких его вариантов под названием "Ярославская оплечная":
Образ Богоматери именуется по городу Корсунь - византийскому Херсонесу. На Руси корсуньскими называли иконы, привезенные из Византии или иконы, повторяющие греческие оригиналы. Обратите внимание на четко очерченные миндалевидные глаза Богородицы при сдержанной цветовой гамме и нежном эиоциональном строе иконы. Этот подчеркнуто монументальный и проникновенный образ воплощает в себе идею небесного покровительства всем молящимся.
Еще одна икона XVII века того же типа "Умиление":
Другие иконы из собрания древнерусского искусства Ярославского художественного музея, которые произвели на меня наибольшее впечатление:
Святой Николай Угодник (XVI век):
Распятие Христа (XVII век):
Иконы XVI - XVII вв. с изображением Страшного суда с отдельными фрагментами:
Очевидно, архангел Михаил, побивающий дьявола:
Решение посмертной судьбы человека:
Муки грешников в аду.
Особое внимание уделено блуду и блудницам, что не удивительно,
учитывая, что иконописцами были иноки, давшие обет безбрачия и целомудренности.
Впрочем, и такой грех как алчность - "сребролюбие", тоже не обойден вниманием:
"Чудо архангела Михаила"
(язычники тонут и попадают прямо в ад):
"Избиение младенцев"
(обратите внимание, как тщательно выписаны все мельчайшие детали на этой иконе):
"Богоматерь с Младенцем"
(икона XIV века):
И еще несколько превосходных произведений древнерусского искусства:
Я не слишком религиозен, хотя с уважением отношусь ко всем религиям и конфессиям. Но при этом не могу не восторгаться древнерусскими иконами, видя в них и высочайший духовный смысл и мастерство художников-иконописцев.
Кстати, я категорически не согласен с тем, что место иконам не в музеях, а в храмах. И вот почему.
Во-первых, ни один постоянно действующий храм не в состоянии в силу специфики своей работы обеспечить должную сохранность древних икон, постоянно нуждающихся в реставрации. Это возможно только в музее (поддержание оптимальной температуры, влажности и т.д., контроль за состоянием того или иного произведения искусства со стороны искусствоведов и специалистов-реставраторов).
Во-вторых, иконы, особенно находящиеся в иконостасе, просто невозможно рассмотреть во всех деталях, а ведь именно детали часто являются самым интересным. Это возможно только в музее.
Ну а чтобы не обижать чувства верующих, правильным, на мой взгляд, в храмах вместо оригиналов разместить их точные копии. Большинство верующих даже и не заметит "подмены". А тех, кто станет кликушествовать о святости той или иной иконы, просто не нужно принимать во внимание. Ведь истинная вера заключается не в её материальных символах, поклонение которым с точки зрения исторической науки есть не что иное как обычный фетишизм.
А что по этому поводу думаете вы, мои уважаемые друзья и читатели?
В следующей части я расскажу о главном здании Ярославского художественного музея и его замечательной экспозиции, посвященной искусству XVIII - ХХ веков.
Так что, продолжение следует.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.