Почему Козельск стал для Батыя "злым городом"?

Nov 02, 2015 16:20

    Во время похода хана Батыя и Субедэ-нойона 1237 - 1238 годов, в ходе которого монголами была разорена практически вся северо-восточная Русь, такие крупные, по средневековым меркам, конечно же, и хорошо укрепленные города как Рязань и Владимир смогли продержаться не более 6 дней (осада Рязани продолжалась с 16 по 21 декабря 1237 года, а Владимира - с 3 по 7 февраля 1238 года).



А небольшой удельный городок в пределах великого княжества Черниговского Козельск выдерживал осаду монгольского войска в течение 7 недель (!!!). После взятия города, Батый сравнял его с землей, уничтожив все его население, включая младенцев, и повелел отныне называть его "злым городом".

Почему козельцы оказали монголам столь ожесточенное сопротивление, достойное всяческого восхищения потомков? Почему им, погибшим всем до последнего человека, удалось удостоить свой город звания "злого города", что лишь подчеркивает мужество его защитников?
    Давайте попробуем разобраться в этом, без сомнения, интересном для всех любителей истории вопросе.



Я считаю, что все предположения историков о причинах столь продолжительной осады Козельска в марте - мае 1238 года не слишком основательны.

Судите сами.
    В качестве таких причин называют:
    1. Измотанность монгольской армии вторжения после 5 месяцев непрерывных боев;
    2. Наступившая весенная распутица, которая также снизила боеспособность монгольской конницы;
    3. Козельск имел сильные укрепления, которые монголам взять было очень сложно.

Однако, "измотанная" армия Батыя без каких-либо пополнений сумела дойти в походе 1239 - 1242 года до Адриатического моря, одерживая победы над многочисленно превосходящими силами противника. Хорошим примером здесь будет знаменитое сражение между монгольской армией Батыя и Субедэ и венгерско-хорватским войском на реке Шайо 11 апреля 1241 года, в котором 25-тысячный отряд монголов наголову разгромил 60-тысячную армию венгерского короля Белы IV (соотношение потерь сторон просто потрясает: 50 тысяч европейцев против примерно 1 тысячи монголов).

Венгерский король Бела IV бежит от преследующих его монголов
после битвы у Шайо 11 апреля 1241 года:



Нет никаких сомнений, что "измотанная" к весне 1238 года армия Батыя вполне могла бы продолжить свое успешное наступление вглубь Западной Европы, если бы не сообщение о том, что в Монголии умер хан Угедэй, достигшее Батыя в декабре 1241 года, и заставившее его повернуть обратно на восток.

Весенная распутица 1238 года, сделавшая непроходимыми для конницы Батыя пути в пределах Новгородского княжества с его многочисленными болотами и густыми лесами, возможно действительно помешала монголам после взятия Торжка продолжить наступление на Новгород, до которого оставалось не более 100 верст. Однако эта распутица не помешала им пройти намного большее расстояние в южном направлении, громя при этом встречавшиеся на ее пути русские города. При этом, войско Батыя прошло это расстояние всего за две-три недели (5 марта ими был взят Торжок, а уже в конце марта монголы оказались под Козельском). Как-то это не вяжется с тем, что в данном случае распутица стала для монгольской конницы существенной проблемой.
    К тому же во время осады города вопрос о маневренности конницы является далеко не самым важным. Не так ли?

Насчет того, что Козельск имел сильные укрепления, что и позволило ему столь долго выдерживать осаду.
    Да, судя по сообщениям источников, Козельск был действительно хорошо укреплен: его защищали высокие земляные валы с построенными на них крепостными стенами и башнями.
    Но вряд ли удельный город имел более мощные оборонительные сооружения, чем великокняжеские центры, такие как Рязань и Владимир. Да и количество населения Козельска было несопоставимо со столичными городами крупных русских княжеств (по разумным и хорошо обоснованным оценкам Б. А. Рыбакова мужское население крепости удельного княжества в то время вряд ли превышало 300 - 400 человек, способных держать в руках оружие). Козельск скорее можно сопоставить с той же Москвой, основанной как крепость в то же время, чем с Владимиром. Но Москва была взята Батыем 20 января 1238 года после 5-дневной осады (как и Владимир - 7 февраля того же года), а Козельск продержался не 5 дней, а 7 недель!
    Необходимо добавить и то, что благодаря завоеванию Северного Китая Чингисханом, монгольская армия имела передовую для того времени осадную технику, что намного важнее при штурме укрепленных крепостей, чем маневренная конница.



Так что причина столь длительной осады монголами удельного Козельска и беспримерного мужества его защитников очевидно в другом.
    В чем же?

Я думаю, что эту причину следует искать в событиях, произошедших 15 годами ранее, а именно весной 1223 года, когда два тумена Чингисхана, занятого завоеванием Средней Азии (государства Хорезмшахов), под началом темников Субедэ и Джебэ, обогнув с юга Каспийское море, разгромив государства Закавказья, вторглись в половецкие степи.
    Половецкий хан Котян обратился за помощью к своему зятю галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удатному и другим русским князьям, которые, решив, что "лучше встретить врага на чужой земле, чем на своей", согласились оказать половцам помошь против монголов.
    Узнав о том, что русские князья собирают против них свои силы, Субедэ и Джебэ отправили к ним послов, которые, как писал Н. И. Костомаров, сказали: "Слыхали мы, что вы идете против нас, послушавши половцев, а мы вашей земли не трогали, ни городов ваших, ни сел ваших; не на вас пришли... Вы возьмите с нами мир...".
    В ответ на это русские князья совершили страшную дипломатическую ошибку, приказав убить монгольских послов, явившихся к ним с мирными инициативами.

Послы явлюются неприкосновенными фигурами не только по правилам дипломатии нового или новейшего времени. Так оно было всегда, еще со времен господства родо-племенных обычаев. Стерпеть такое нарушение обычаев, которые зачастую имели гораздо большую силу, чем законы, монголы, конечно же, не могли. Во-многом именно этим объясняется их отношение к побежденным в битве на Калке 31 мая 1223 года русским князьям и воеводам: их всех положили под деревянный помост, на котором уселись пировать победители.



Конечно же, можно ужасаться жестокостью монголов, но они поступили именно так, как того требовали от них обычаи кровной мести, и согласно им они поступили совершенно справедливо. Кровная месть в то время существовала и на Руси, несмотря на то, что князья со времен Ярослава Владимировича (Мудрого) пытались с ней бороться (См.: первые же статьи "Русской Правды" и самого Ярослава, и его наследников Ярославичей: "По Ярославе же совокупишася сынове его Изяслав, Святослав и Всеволод и мужи их Коснячко, Перенег и Никифор, и отложиша убиенье за голову, но кунами ся выкупати..."). Так что, реакция монголов на убийство их послов, никак не могла оказаться для русских князей, да и для их подданных, неожиданностью. Они должны были знать, что именно так и будет в случае поражения.

А вот теперь самое главное. Кто же был инициатором убийства монгольских послов в 1223 году?
    Формальный глава объединенного русско-половецкого войска галицкий князь Мстислав Мстиславич Удатный, киевский князь Мстислав Романович и черниговский князь Мстислав Святославич (наверное, есть в этом какая-то злая ирония истории - все князья носили имя Мстислав!).
    Мстиславу Удатному (недаром он носил такое прозвище!) удалось спастись после поражения на Калке, он смог оторваться от преследующих его монголов, а вот киевский и черниговский Мстиславы сложили в этом сражении свои головы.
    Мстислав Святославич стал великим князем Черниговским незадолго до Калки (между 1216 - 1219 годами), а до этого он являлся удельным князем (внимание!) КОЗЕЛЬСКИМ!!!

Думается, что монголы, подходя в конце марта 1238 года к Козельску, не забыли о роли бывшего козельского князя, которую он сыграл в судьбе их послов в 1223 году. Тем более, что монгольское войско под Козельском возглавлял ни кто иной как все тот же Субедэ-нойон.



Не могли не помнить об этом и жители Козельска.
    Когда монгольское войско появилось под стенами города, завоеватели как всегда потребовали его сдачи. На городском вече козельцы, запершиеся в крепости, приняли решение защищаться до конца, хотя исход обороны вряд ли вызывал у кого-нибудь из них сомнение: "Наш князь младенец, мы, как правоверные, должны за него умереть, чтобы в мире оставить по себе добрую славу, а за гробом принять венец бессмертия".

Нет, не свою православную веру готовились защищать козельцы, тем более язычники-монголы, верные в то время заветам "Ясы" Чингисхана, отличались веротерпимостью. Козельцы прекрасно понимали, что они обречены в любом случае, даже если сдадут город монголам без боя. Ведь их князем, тем самым "младенцем" был внук Мстислава Всеволодовича - 12-летний Василий. А обычаи как кровной мести, так и коллективной ответственности, были им хорошо знакомы.

По моему мнению, именно осознание своей обреченности заставило козельцев держаться до последнего. Это был именно акт отчаяния в ситуации, когда терять уже было нечего. За день до падения крепости, когда с помощью китайских осадных орудий монголы проломили стены Козельска и предприняли попытку взять город штурмом, его защитники, отбив этот штурм, совершили вылазку, в ходе которой они уничтожили около 4 тысяч монголов, но и сами все погибли. Козельск, оставшийся без защитников пал и был полностью уничтожен со всем его населением, заслужив звание "злого города".

Поход хана Батыя 1237 - 1238 годов на Русь занял около пяти месяцев, из них почти два месяца были им потрачены на взятие Козельска. Иногда мне приходит в голову мысль, которая противоречит всем объективным факторам, объясняющим причины завоевания Руси монголами: а если бы каждый город защищался так же, как Козельск? Возможно, что в этом случае Батыю с его непобедимой армией пришлось бы убраться восвояси еще в 1237 году.
    Да, я знаю, что "история не терпит сослагательного наклонения". Но все же...

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Древняя Русь, XIII в., история

Previous post Next post
Up