ВЕНГРИЯ (путевые заметки). Часть 18: Крепость Эгера

Aug 30, 2015 18:03

    ЧАСТЬ ВОСЕМНАДЦАТАЯ: ЭГЕРСКАЯ КРЕПОСТЬ (и не только)

Одной из главных достопримечательностей Эгера является его средневековая крепость, построенная на Крепостном холме по приказу эгерского епископа в середине XIII века (после нашествия хана Батыя 1241 года).

Современный вид крепость приобрела накануне вторжения в Венгрию турок, в первой половине XV века, когда была своевременно перестроена и перевооружена.





Звездный час эгерской крепости - героическая оборона от турок в 1552 году, благодаря которой Эгер в Венгрии называют "городом патриотизма".



Более месяца (с 9 сентября по 18 октября 1552 года) немногочисленный гарнизон крепости в количестве 2100 человек под командованием начальника гарнизона капитана Иштвана Добо (1502 - 1572) мужественно оборонял крепость от осаждающей её  80-тысячной (по некоторым источникам, 40-тысячной, что тоже немало, все-таки почти 20-кратное превосходство!) турецкой армии Сулеймана Великолепного (Кануни), султана Османской империи, при котором она достигла пика своего могущества.
    Турки так и смогли тогда взять эгерскую крепость, а подвиг её защитников по праву считается в Венгрии самым значимым событием в истории страны как самостоятельного государства.

Рельеф на стене эгерской крепости,
изображающий оборону 1552 года:



Благодаря защитникам Эгера был сорван турецкий план наступления на Вену, а командовавший ими капитан Иштван Добо стал одним из самых почитаемых национальных героев Венгрии.

Величественный памятник Иштвану Добо был установлен в 1907 году на центральной площади Эгера, так же носящей его имя.

Вид площади Иштвана Добо из крепости
(памятник капитану Добо в самом центре площади):



Особенно хорошо этот памятник смотрится на фоне той самой крепости, которая под его командованием так и не сдалась туркам в 1552 году.











Автором памятника является знаменитый венгерский скульптор Алайош Штробл (1856 - 1926), наиболее известный своими работами в Будапеште: конная статуя Иштвана I Святого и фонтан короля Матьяша в Крепостном квартале Буды:


    



Обороне эгерской крепости посвящен самый популярный в Венгрии исторический роман "Звезды Эгера" ("Egri csillagok") писателя Гезы Гардони (1863 - 1922), кстати говоря, похороненного в самой крепости. В 1968 году этот роман был экранизирован режиссером Зольтаном Варконьи. Двухсерийная историческая драма является в стране культовым фильмом (в роли капитана Добо - Имре Шинкович).



В 1596 году туркам все-таки удалось взять эгерскую крепость, и город вплоть до 1687 года находился под властью османов. Когда же его и Венгерское королевство освободили австрийские войска под командованием Евгения Савойского, то далеко не все венгры были довольны насильственным включением своей страны в империю Габсбургов.
    Это послужило причиной национального антигабсбургского восстания под руководством трансильванского князя Ференца Ракоци (1676 - 1735), известного также как "восстание куруцев" (1703 - 1711 гг.).

Кстати, князь Ракоци был союзником русского царя Петра I, на помощь которого рассчитывал, но не получил её из-за того, что у Петра I в это время было множество как внутриполитических, так и внешнеполитических проблем, главной из которых являлась, конечно же, вторжение шведской армии Карла XII в Россию в 1708 году. А после неудачного Прутского похода 1711 года, царю стало и вовсе не до трансильванского князя с его идеями независимого от Габсбургов Венгерского королевства.

Памятник Ференцу Ракоци на площади Лайоша Кошута перед зданием Парламента в Будапеште:



Одним из центров этого восстания был Эгер.
      В ходе подавления восстания,  австрийская армия императора Священной Римской империи германской нации Леопольда I взорвала часть стен эгерской крепости. Разборка крепостных укреплений продолжалась на протяжении всего XVIII - первой половины XIX века (то, что Габсбурги были чрезвычайно напуганы Венгерской революцией 1848 - 1849 годов, ясно хотя бы из того, что для её подавления, они были вынуждены обратиться за помощью к российскому императору Николаю I, армия которого под командованием генерала Паскевича в итоге и подавила эту революцию). Любопытно, впрочем, что в ходе последовавшей вскоре Крымской войны 1853 - 1856 гг. австрийцы ответили на помощь России черной неблагодарностью. Так что, ничего нового в поведении европейских стран в нынешней кризисной ситуации нет, они всегда поступали, исходя лишь из целесообразности текущего момента (а теперь ещё и из-за внешего давления со стороны заокеанских "хозяев").

Однако, вернемся к крепости Эгера.

В настоящее время крепость почти полностью восстановлена в том виде, который она имела в середине XVI века. А судя по тому, что в её центре возвышается строительный кран, то, видимо, ведутся работы по востановлению средневекового кафедрального собора, ныне находящегося в виде руин, а,может быть, и других утраченных построек.



Вход к крепость находится на площади Тиноди Шебештан:



Здесь же - понравившаяся мне скульптура некого менестреля, наверное:



Так как эгерская крепость является музейным комплексом, то её посещение, разумеется, платное.
    Впрочем, цена не слишком высока (около 1000 форинтов), но зато при этом можно посетить все достопримечательности крепости, включая её бастионы, казематы, картинную галерею в готическом дворце епископа, а также посмотреть на шоу (мастер-класс) стрельбы из мушкетов, о котором я уже писал ранее.



Дворец епископа:



Большинство картин в галерее Дворца епископа посвящены этим самым епископам, что, впрочем, не удивительно, учитывая их роль в развитии города в XVII - XIX веках:


    


    

Однако, встречаются и другие интересные картины:


    



Эта картина мне понравилась больше всего:



Обратите внимание на руку Евы, которая будто-бы является продолжением руки Сатаны, изображенного художником (увы, не знаю, кто автор этой картины; если кто-нибудь поможет определить, буду весьма признателен!) в левом верхнем углу. И на выражение лица Евы, предлагающей "запретный плод" спящему (!!!) Адаму.

А вот эта картина, изображающая сцену самоубийства Клеопатры,
мне совершенно не понравилась:



Конечно же, никто из нас не знает, как на самом деле выглядела последняя царица Египта, но художник, изобразивший её миловидной пышной блондинкой, видимо не видел прижизненных монет с профилем Клеопатры:



Хотя, может быть, он за образец взял этот бюст Клеопатры:



Но все-равно, при некой схожести, форма знаменитого носа египетской царицы не нашла своего отражения на полотне неизвестного мне художника. )))

А вот такие инсталяции, на мой взгляд, не слишком уместны в музее, посвященном истории эгерской крепости и самого Эгера (я так и не понял, что именно имелось в виду художником - автором этого "прозведения искусства"):



А теперь фотографии крепости Эгера:


    















Несколько видов города Эгер из крепости,
стены которой являются ещё и неплохой смотровой площадкой:















Но на этом рассказы об Эгере не заканчиваются.
  Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
  Сергей Воробьев.



ВЕНГРИЯ (путевые заметки), Эгер, скульптура, изобразительное искусство, история, Венгрия

Previous post Next post
Up