Взятие Казани многими современными историками, особенно татарскими, рассматривается как проявление имперских амбиций русских, захватывавших новые территории и порабощавших народы. Приходится слышать даже о том, что присоединение к России Казанского ханства было актом геноцида дотоле свободного народа.
На самом же деле...
На самом же деле битва за Казань шла, главным образом, не между русскими и "свободным народом", а между войсками Ивана Грозного и армией, приведенной из Астрахани чингизидом ханом Едигером. При этом под русскими знаменами из 150 тысяч воинов было около 60 тысяч московских и касимовских (Шагалиевских) татар, в том числе подавляющая часть конницы. Хана же Едигера во время решающей схватки окружало около 10 тысяч воинов.
Касимовский конный воин
Но даже если считать войско Едигера благородными защитниками Казанского ханства, то как быть с московским войском, в котором татар было больше, чем в армии Едигера. Согласно "Казанскому летописцу", Иван Грозный следующим образом "учинял началники воев": "В переднем же полку началных воевод устави над своей силою: татарского крымскаго царевича Тактамыша и царевича шибанского Кудаита... В правой руце началных воевод устави: касимовского царя Шигалея... В левой же руце началные воеводы: астороханский царевич Кайбула... В сторожевом же полце началныя воеводы: царевич Дербыш-Алей...".
Ранее в том же "Летописце" сообщено следующее: "прииде в Муром-град царь Шигалей ис предела своего, ис Касимова, с ним же силы его варвар 30000; и два царевича Астроханской Орды... Кайбула именем, другой же - Дербыш-Алей.., дающиеся волею своею в послужение царю великому князю, а с ними татар их дватцать тысящ".
Красноречивые тексты, не правда ли?
Кстати именно татары первыми пошли в прорыв - в пролом стены после ее подрыва, и именно они отличились особой жестокостью, когда город был взят. Русские же поддержали их в полной мере, когда наткнулись на десятки тысяч русских рабов.
Интересно, что столь яростно сопротивлявшийся московскому владычеству хан Едигер, оказавшись в плену, через какое-то время был крещен и получил новое имя Симеон Касаевич. Он не только сохранил титул "царь Казанский", но и занял высочайшее положение в Московском государстве. В источниках, описывающих различные церемонии, царь Казанский стоит на втором месте после самого Ивана Грозного.
Пленение Едигера
THE END