ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ: НЕОБЫЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ БУДАПЕШТА
Любой город, население которого (и городские власти, конечно же) задумывается о том, чтобы обрести собственное уникальное лицо, рано или поздно украшается всевозможными памятниками, скульптурными композициями и т. п.
Иногда, правда, особенно в том случае, если на первое место выходит задача идеологической пропаганды при помощи средств монументального искусства, получается обратный эффект: вместо придания городу уникальности, однотипные памятники лишь делают город близнецом множества других таких же безликих населенных пунктов. Так это было, к примеру в нашей стране, где за время Советской власти повсюду понаставили типовых памятников "вечно живому" Ильичу (о художественной ценности этих истуканов говорить вообще не приходится, поскольку серийные монументы вождю мирового пролетариата, за крайне редким исключением, произведениями скульптурного искусства или памятниками, назвать просто язык не поворачивается).
Но если отбросить в сторону задачу монументальной пропаганды, то с какой целью вообще устанавливаются памятники?
Таких целей, на мой взгляд, существует две:
- во-первых, увековечить память о каком-либо историческом деятеле (неважно, будь он политиком, ученым, художником или композитором, важно, чтобы его имя было как-то связано с тем городом, в котором ему устанавливается памятник) или об историческом событии, значимом для города или страны (если речь идет о столице);
- во-вторых, что не менее важно, просто украсить город и придать ему уникальность, непохожесть на другие города.
Будапешт никак нельзя назвать безликим городом, его красотой не перестаешь восхищаться, сколько бы ты не провел в нем времени. И все- таки, по моим ощущениям, Будапешт во-многом похож и на Вену, и на Прагу (что, впрочем и не удивительно, учитывая их общее историческое прошлое). И несмотря на то, что он имеет огромное количество архитектурных достопримечательностей, аналогов которым нет больше нигде, немалое значение для восприятия этого города как особенного, отличного от любых других городов, играют его памятники и другие произведения скульптурного искусства.
Такого количества скульптур, как в Будапеште, я не видел пока ещё ни в одном другом городе, в котором мне посчастливилось побывать (даже в итальянских городах, хотя их там тоже очень много). В столице Венгрии они встречаются буквально на каждом шагу, и на больших, главных улицах и площадях, и в стороне от них, в тихих переулках и скверах.
О помпезных, монументальных скульптурах я уже неоднократно упоминал в рамках этого цикла рассказов о Венгрии (памятники князьям, королям, политикам и полководцам в Крепостном квартале Буды, на площади Лайоша Кошута перед Парламентом, на проспекте Андраши, на площади Героев и т.д.), а о других ещё непременно напишу.
Хотя есть в Будапеште памятники, посвященные выдающимся историческим личностям, совершенно далекие от помпезности, как например, вот этот памятник Имре Кальману, установленный возле Театра Оперетты (что, согласитесь, более чем логично):
Мне этот памятник, где композитор спокойно, в расслабленной позе с сигарой сидит на скамейке, намного более симпатичен, чем если бы его водрузили на огромный монумент и придали ему величественную позу.
А так, он как будто приглашает вас присесть на его скамейку, чтобы обсудить его знаменитые оперетты "Королева чардаша", она же "Сильва", или "Принцесса цирка", она же "Мистер Икс", а то и просто поговорить за жизнь.
У моей любимой жены, имеющей, кстати, не только историческое, но и музыкальное образование, судя по всему, к Имре Кальману накопились какие-то вопросы, а то и претензии, о которых, она мне почему-то не сообщила:
Впрочем, в этой части цикла о Венгрии я хотел рассказать о другого рода скульптурах, а именно тех, которые не посвящены каким-либо историческим деятелям или событиям, а служат как для украшения города, так и (чего уж греха таить) для привлечения туристов.
Как, например, вот эта скульптура озорного мальчишки в шутовском колпаке, усевшегося на ограждение на променаде "Корзо", одной из набережных Дуная стороны Пешта (Donaukorso), по которой любят прогуливаться как сами будапештцы, так и многочисленные туристы (собственно, слово "корзо" и переводится с венгерского как "прогулка"):
Кто он? Какой-то литературный персонаж? У меня сначала возникла ассоциация с героем знаменитой сказки Экзюпери, но быстро прошла, все-таки Маленького Принца я представлял себе несколько иначе. А может быть это просто некий абстрактный образ?
Скорее всего, именно так. Никакой поясняющей таблички возле этой скульптуры я не обнаружил.
И такого рода скульптур в Будапеште довольно много.
Предлагаю вам посмотреть на некоторые из них.
Выйдя через Венские ворота из Крепостного квартала Буды, в небольшом парке на склоне Будайского холма, мы обнаружили вот такую вот маленькую скульптурную композицию:
Изображенные здесь медведь (с банкой варенья или горшочком меда?) и лиса, вероятнее всего, являются персонажами каких-нибудь венгерских сказок, ведь подобные сюжеты, в которых звери служат прототипами поведения людей, широко распространены не только в русском фольклоре, но и по всей Европе.
Надпись на постаменте - это имя скульптора (Gyula Maugsch, 1882 - 1946). Неужели даже в то время будапештцы были заинтересованы в привлечении туристов? Впрочем, вряд ли. Массовый туристический бум все-таки начался в 50-60 годы ХХ века, да и место, где я сфотографировал эту скульптуру, не самое туристическое. Абсолютное большинство туристов предпочитают ходить дорогами, указанными в путеводителях, поднимаются на Будайский холм и спускаются с него на разрекламированном фуникулере, а не так, как это сделали мы - пешком, вдали от туристических троп и толп. Но зато, они и не видят того, что могли бы увидеть, последовав нашему примеру (я уж не говорю об организованных туристических группах).
Впрочем, мы ведь тоже туристы, поэтому никак не могли пройти мимо улицы Ваци (Vaci utca), о которой позже я обязательно расскажу отдельно. И вот на ней мы увидели такого замечательного Пегаса, вылетающего из колонны современного здания из стекла и бетона:
А вернувшись на Donaukorso, посмотрели на скульптуры, напоминающие творчество известного российского скульптора Вадима Сидура, а также в чем-то - чешского художника-провокатора Давида Чёрни (наверное, всем, кто был в Праге, хорошо известны его работы, самой знаменитой из которых являются устрашающего вида младенцы, ползающие по Жижковской телебашне, которых в полном размере можно видеть на острове Кампа):
Самокат, конечно же, хорошее средство передвижения по городу, но мне не очень хотелось бы встретиться на улице с таким самокатчиком, лучше уж уворачиваться от автомобилей. :)
А эта скульптурная композиция на променаде Корзо, вероятно, посвящена какому-то историческому событию, вот только какому именно? Изображенные на ней в стиле кубизма воины со щитами, явно от кого-то защищаются, а устрашающего вида женщина (?), вылетающая из гущи защитников через нечто, напоминающее противотанкоый ёж, как бы молит о помощи (?).
Я не являюсь большим поклонником кубизма ни в живописи, ни в скульптуре, хотя работы каталонского скульптора Жузепа Субиракса (того самого, который оформил фасад Страстей барселонской Саграды Фамилии), мне нравятся. Но это явно не Субиракс:
Вот такие "мимишные" скульптуры, которых на улицах Будапешта очень много, мне нравятся гораздо больше. Хотя, судя по позе и выражению лица хозяина таксы, он вероятно думает примерно следующее: "И какого же хрена я так тебя раскормил, что ты стала похожа на длинноухого тюленя?":
Скульптура "Полицейский старых времен" на пешеходной улице Зрини (Zrinyi utca), ведущей от площади Иштвана Сечени к базилике Святого Иштвана, является одной из самых популярных среди туристов. Это видно хотя бы по тому, как блестит пузо бронзовой статуи и эфес сабли, отполированные туристскими руками:
Завтракая в кафе рядом с этим старинным полицейским, за каких-то полчаса мы стали свидетелями того, как с этим полицейским фотографируются десятки парочек, несколько туристических групп, и бесчисленное количество желающих сделать селфи.
В конце концов, моя супруга, заявив: "Я тоже хочу", не удержалась и запечатлелась с ним:
А вот этот газетчик, скорее всего, является рекламным проектом.
Обратите внимание на название газеты, которую он так спешит кому-нибудь продать: "Blikk" (эта ежедневная газета, издается в Венгрии лишь с 1994 года и принадлежит швейцарскому медиахолдингу "Ringier").
Но это в очередной раз не помешало моим милым жене и дочке устроить маленькую фотосессию с этим интересным скульптурным продавцом газет:
Возможно, этот памятник на Корзо посвящен какому-то конкретному художнику. К сожалению, мне не пришло в голову прочитать, что написано на табличке его чемоданчика (впрочем, вряд ли я бы это смог сделать, учитывая специфику венгерского языка). Но скорее всего, это очередная фигура, изображающая живописца, очарованного видами Будапешта:
Впрочем, он вполне может рисовать и не пейзажи, а портреты красивых позирующих ему девушек:
Есть в Будапеште и такие вот скульптуры:
Это пират или грабитель? Именно такая мысль приходит в голову при первом взгляде на этого вполне себе разбойничего вида человека с ножом в зубах, карабкающегося куда-то вверх с помощью веревки и отстреливающегося от своих преследователей. Однако, на его плечах эполеты, что означает его принадлежность к официальной армии.
Не знаю, что имел в виду автор этого произведения, но вот только все становится понятно, если обратить внимание на то, что внизу расположен оружейный магазин.
Конечно же, здесь приведены далеко не все интересные и необычные скульптуры Будапешта. Да и невозможно написать о всех в рамках одного поста.
Так что, продолжение следует...
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.