Немного о русский цесаревнах - дочерях Павла I (и не только)

Apr 16, 2015 22:11

    Вчера (15.04.2015 г.) я написал пост под названием "Почему русские царевны замуж не выходили?" (его можно найти в моем блоге по тэгу "монархизм"). На этот пост я получил вопрос от моего американского ЖЖ-френда, постоянного читателя моего блога Вадима akatov99, который мне показался весьма интересным.

Вот этот вопрос: "Сергей, познавательно. Но как был решен религиозный вопрос после Петра? Русские царевны переходили в протестатизм или их женихи переходили в православие?"

Ответ на этот вопрос дошел до размеров отдельного поста, который я и предлагаю вниманию всех любителей истории.

После смерти Петра I в Российской империи надолго наступила эпоха женского правления.
    Короткие царствования Петра II и Петра III в данном случае в расчет можно не принимать: первый внук Петра Великого - Петр II Алексеевич (1727 - 1730), не доживший и до 15 лет, наследниц не оставил, а единственная дочь ещё одного внука первого российского императора Петра III Федоровича (1761 - 1762) - Анна, умерла во младенчестве, так что замуж выйти никак не могла успеть.

Поэтому переходим сразу к правнуку Петра I - императору Павлу I Петровичу (1796 - 1801), оставившему большое потомство из 10 детей.

Портрет императора Павла I в одеянии гроссмейстера
Ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена)
работы художника Сальваторе Тончи



Среди десяти детей императора Павла шесть были женского пола, и пять из них вышли замуж (исключением является цесаревна Ольга Павловна, умершая в младенческом возрасте).



При этом все российские цесаревны - дочери Павла I были выданы замуж в западноевропейские государства, то есть за представителей иных христианских конфессий (прежде всего лютеран).

Пришлось ли им при этом менять веру?

Цесаревна Александра Павловна (1783 - 1801)
(портрет работы В. Л. Боровиковского)

В 1799 году была выдана замуж за брата австрийского императора Франца эрцгерцога Стефана,
стала палатиной Венгрии, но в католицизм не перешла, сохранив православную веру.



Цесаревна Елена Павловна (1794 - 1804)
(В. Л. Боровиковский)

В 1799 году выдана замуж за герцога Фиридриха-Людвига Мекленбург-Шверинского.
Сохранила православную веру.



Цесаревна Мария Павловна (1784 - 1859)
(В. Л. Боровиковский)

Была выдана замуж за за герцога Карла-Фридриха Саксен-Веймар-Эйзерхайского в 1804 году.
Несмотря на свою долгую жизнь в Германии, сохранила православную веру.



Цесаревна Екатерина Павловна (1788 - 1819)
(портрет работы Франца Стирнбранда, 1819 г.)

К младшей сестре Александра I через Талейрана в 1808 г. сватался Наполеон Бонапарт,
могла она стать и супругой овдовевшего австрийского императора Франца.
Но была выдана в 1809 г. замуж за герцога Георга Ольденбургского, а после его смерти (в 1812 г.) -
в 1816 г. - за Вюртенбергского короля Вильгельма.
Сохранила православную веру.



Цесаревна Анна Павловна (1795 - 1865)
(портрет работы Жана-Батиста Ван дер Хальста, 1837 г.)

Анна была еще одной сестрой императора Александра I, к которой сватался Наполеон
(на этот раз через посла Коненкура в 1809 г.).
Бонапарт снова получил отказ от русского императора, но главной противницей брака своих
дочерей Екатерины и Анны была их мать - вдовствующая императрица Мария Федоровна
(до брака с Павлом I и принятия православия носившая имя
София-Мария-Доротея-Августа-Луиза Вюртебергская).
В итоге цесаревна Анна была в 1816 г. выдана замуж за принца Оранского,
став впоследствии королевой Нидердандов и великой герцогиней Люксембургской.
Как и все дочери Павла I она до конца жизни оставалась верной православию.



Прежде чем перейти к выводам, будет несправедливо по отношению к матери дочерей Павла I - императрице Марии Федоровне, не привести её портрет, особенно если в начале поста помещен портрет их отца.

Императрица Мария Федоровна (1759 - 1828)
(портрет работы Жана-Луи Вуаля, 1796 - 1797 гг.?)



Как видим, в отличие от реалий XVII века, когда вопросы вероисповедания при определении будущей судьбы русских царевен были основополагающими, к концу XVIII - началу XIX в. они отошли на второй план перед политическими (лучше сказать, геополитическими) интересами.
    Правда и в это новое время "просвещенного абсолютизма" мнением цесаревен по поводу их замужества никто особенно не интересовался.
    Но все-таки, заставлять их женихов в обязательном порядке переходить в православие русские монархи перестали (предлагали, да, но в случае отказа, разрыва брачного договора не следовало: ну, не хочешь, не надо...).

При этом, выходя замуж за католиков и протестантов, русские цесаревны неизменно сохраняли свою православную веру. И европейцы с этим вынужденно мирились.
    Только не надо сейчас рассказывать о том, что религиозная терпимость была свойственна европейцам уже двести лет назад. Дело не в пресловутой толерантности, а исключительно в политических интересах. Слишком уж сильна стала Российская империя в это время, и спорить с ней мелкие европейские государства вроде Мекленбурга или даже Нидерландского королевства просто не решались.

А вот различные немецкие принцессы, выходившие замуж за русских цесаревичей, в обязательном порядке принимали православие. Германские государства неспроста были злыми языками прозваны "племенной конюшней дома Романовых". И все эти молодые "кобылки", переезжая в Россию превращались из Доротей-Луиз и Фридерик-Август в Екатерин Алексеевных и Марий Федоровных.

Однако, необходимо отметить, что необходимость сохранения православия русскими цесаревнами не означала того, что они должны в новых для себя странах отстаивать исключительно русские национальные традиции.
    Наиболее хорошо это видно, если посмотреть на имена детей, родившихся в браках русских цесаревен с европейскими герогами и прочими курфюрстами.

Раз уж этот пост посвящен дочерям Павла I, то на именах их детей пока и остановимся.

Дети Елены Павловны: Пауль-Фридрих и Мария-Луиза.
    Дети Марии Павловны: Мария-Луиза, Августа, Павел-Александр и Карл-Александр.
    Дети Екатерины Павловны: Фридрих-Павел-Александр, Петр, Мария, София.
    Дети Анны Павловны: Виллем, Александр, Генрих, Эрнст-Казимир, София.

Как видим, имена не только русские, но и привычные для западноевропейского уха (Фридрих, Пауль, Луиза, Карл, Августа, Виллем). Но при этом, соверненно очевидно, что Пауль - это Павел (т. е. в честь отца, а часто встречающееся имя Александр - в честь брата.

Впрочем, эта традиция была заложена давно. Так, к примеру, родившийся в 1728 году в Голштинии сын Анны Петровны и герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского, будущий российский император Петр III Федорович, был назван при рождении Карлом-Петером-Ульрихом (судя по всему, Карлом в честь шведского короля Карла XII, внучатым племянником которого он являлся, а Петером - в честь своего деда Петра I. Почему Ульрих? Не знаю, наверно, прихоть отца...).

В общем, тема довольно интересна и достойна дальнейшего изучения.
    А пока всё.

Если будут вопросы, то постараюсь ответить на них в комментариях.

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

портрет, XIX в., XVIII в., изобразительное искусство, монархизм, Россия, история

Previous post Next post
Up