ЧАСТЬ 5 (2).
КНЯЖЕСКАЯ ВЛАСТЬ НА РУСИ
И ВЛАСТЬ ХАНОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
(Продолжение. Введение и части 1 - 5(1) можно найти по тэгу "монархизм")
Ханы Золотой Орды, которые чувствовали себя абсолютно ничем не ограниченными властелинами своего обширного государства, рассматривали покоренную (но ещё раз подчеркну, не завоеванную - об этом подробнее рассказано в части 5 (2) данной статьи) Русь прежде всего как источник пополнения ордынской казны.
Именно для контроля над сбором дани ("ордынского выхода") ханы направляли в русские княжества своих представителей - баскаков.
"БАСКАКИ"
(Картина С. В. Иванова, 1909 г.)
Небольшое этимологически-историческое отступление.
Слово "баскак", часто встречающееся в русских летописных источниках, имеет тюркское происхождение, что и неудивительно, если учитывать, что Русь на протяжении двух веков до Батыева нашествия находилась с кипчаками-половцами - тюркскими кочевыми племенами, населявшими причерноморские степи, в тесных отношениях.
Причем, эти отношения не сводились исключительно к военному противостоянию, хотя половецкие набеги на русские княжества были довольно частыми.
В массовом сознании представления о половцах чаще всего основаны на "Слове о полку Игореве" и опере А. П. Бородина "Князь Игорь". Но при этом, часто забывают о том, что между русскими и половцами были и союзнические отношения, закрепляемые династическими браками, а также то, что первое "знакомство" русских с монголами, состоявшееся около р. Калки в 1223 году, произошло из-за того, что князья южной Руси согласились оказать союзническую помощь тем же половцам, подвергшимся нападению монгольских туменов Субедэ-багатура и Джебэ-нойона - полководцев Чингисхана во время его похода в Среднюю Азию. Надеюсь, все знают, чем это тогда закончилось?
Необходимо отметить и то, что кипчаки-половцы составляли весьма значительную часть населения Золотой Орды, а после того, как большинство монгольских воинов, принявших участие в походе Бату-хана в Европу, вернулись на родину, именно близкие к ним по образу повседневной жизни половцы стали основой ордынских войск (и произошло это уже при хане Батые).
Кстати, термин "баскак" широко отражен и в топонимике: до сих пор в России можно встретить населенные пункты с названиями Баскаки, Баскаково, Большие баскаки и т п.
Сами же монголы называли своих баскаков иначе: "даруга" (или "даругабек"). Это монгольское слово означает ни что иное как "правитель". Но в том то и дело, что никакими правителями в русских княжествах баскаки не были.
Кем же они были?
Система баскачества сложилась на Руси во второй половине 50-х - 60-е годы XIII века, когда монгольские ханы для упорядочения сбора дани с русских княжеств проводили перепись своих новых подданных, для чего и прислали на Русь "численников" во главе со специальными чиновниками - баскаками.
Эта перепись населения вызвала массовое сопротивление: в Великом Новгороде в 1257 году, в Ростове, Суздале и Ярославле в 1262 году произошли восстания. Но, по моему мнению, главной причиной этих восстаний была религиозная (сейчас об этом писать не буду, так как это отдельная тема, а если кому-нибудь это особенно интересно, то напишите ваш вопрос в комментариях, я неприменно отвечу), ведь новая система сбора дани (баскачество) была не только не хуже, а много лучше прежней, когда для сбора дани на Русь посылались откупщики, называемые в русских летописях "бесерменами".
Баскаки, имели совершенно определенные функции: контроль над сбором дани и учет изменений в составе обложенного данью населения. И это всё!
Разумеется, для обеспечения собственной безопасности, а главное, для безопасности доставки собранного "выхода" в Сарай, баскаков сопровождали отряды монгольских (правильнее сказать, ордынских) воинов, но вряд ли их стоит считать оккупационными войсками, поскольку их численность была не так уж и велика.
Баскаки назначались ханами во все попавшие в зависимость от Орды и обложенные данью русские княжества, а главный из них - "великий баскак" имел резиденцию во Владимире, но уже с начала XIV века, находился в том городе, князь которого обладал ярлыком на Великое Владимиское княжение, то есть, главным как с точки зрения русских князей, так и с точки зрения ханов Золотой Орды князем на Руси.
Так, например, во времена княжения великого Владимирского князя Александра Михайловича Тверского (1324 - 1327 гг.), "великий баскак" Чол-хан, между прочим, двоюродный брат самого хана Узбека, то есть, чингизид, что имело огромнейшее значение для определения статуса монгольского чиновника, местом своего пребывания выбрал не Владимир, а именно Тверь.
Впрочем, как раз Чол-хан ("Шавкал" или "Щелкан" в русских источниках), а точнее его поведение в Твери, не укладывающееся в сложившийся порядок, послужило причиной одного из самых крупных антиордынских восстаний и фактической отмене системы баскачества.
Вскоре после Тверского восстания 1327 года контроль над сбором дани со всех русских княжеств, подчиненных Орде, был возложен ханом Узбеком на обладателя "Владимирского ярлыка" (ну а то, что после этого такими обладателями со времен Ивана Даниловича Калиты становятся почти исключительно московские князья, а внук Калиты - князь Дмитрий Иванович (Донской) в 1389 году передает Владимирское княжество как свою "отчину" по завещанию своему сыну Василию без всякого ярлыка, это уже тема отдельной части. К этому весьма немаловажному моменту я обязательно вернусь).
Что же такое позволил себе "великий баскак" Чол-хан, что возмутило жителей Твери - главного на то время города всей подконтрольной Золотой Орде Северо-Восточной Руси?
А то, что он (видимо, из-за своего высокого происхождения, ну как же, чингизид ведь!) стал вести себя в Твери не как баскак, а как дурагабек, то есть правитель, на что не имел никаких прав и полномочий.
Он сразу же поселился в княжеском дворце, изгнав из него князя Тверского и великого князя Владимирского Александра Михайловича и, по сообщениям тверской летописи, "сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабёж, избиение и поругание".
Ордынцы, пришедшие в Чол-ханом в Тверь, следуя примеру своего начальника, вели себя как оккупационные войска (подробности читайте в в Тверском сборнике и Рогожском летописце, в которых обстоятельства Тверского восстания 1327 года описываются наиболее подробно).
Чол-хан, раз уж ему не пришлось править в качестве хана в Сарае, решил себе присвоить полномочия полномочного правителя Руси, которые принадлежали князю Александру Михайловичу, что было подтверждено соответствующим ярлыком, выданным ему ханом Узбеком, даже после того, как в Орде был казнен его старший брат, также обладающий ярлыком на Владимир, Дмитрий Михайлович Грозные Очи.
Результатом присвоения Чол-ханом не принадлежащих ему полномочий и стало знаменитое Тверское восстание, в ходе которого во дворце тверского князя был сожжен и сам "великий баскак", и перебиты все его воины, устроившие бесчинства в Твери.
Тверское восстание 1327 года
(миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.)
Я столь подробно (насколько это возможно в рамках научно-популярной статьи) остановился на Тверском восстании 1327 года прежде всего для того, чтобы подчеркнуть, что даже после подчинения русских княжеств, ордынские ханы, предпочли сохранить власть в них в руках местных князей, конечно же, при условии, что они безусловно признают свое подчиненное по отношению к верховной власти самого хана Золотой Орды, что выражалось в получении русскими князьями ярлыков на княжение от него. И только в этом случае, русские князья признавались легитимными правителями в своих отчинах, хотя и подчиненными ханам в качестве вассалов.
Я употребил термин "вассал" не случайно, а для того, чтобы сравнить систему отношений "русские князья - ханы Золотой Орды" с вассально-сюзеренной системой западно-европейского феодализма того же времени.
Общего между ними, если провести сравнительный анализ, не так уж и много.
Русские князья, получая от ханов ярлыки на княжение, подобно европейским вассалам, дававшим своим сюзеренам клятву верности, обязывались сохранять им верность. Но при этом, отношения между западноевропейскими феодалами носили юридический, договорный характер: права и обязанности имели обе стороны. А в случае нарушения такого договора любой стороной вассальная клятва сюзерену признавалась юридически ничтожной, говоря современным языком.
Ничего подобного на Руси в период её зависимости от Орды не было.
Русские князья ханам были только обязаны, но никаких ответных обязанностей перед ними ханы, выдавшие им ярлыки, не имели.
Западноевропейские вассалы должны были поддерживать своих сюзеренов всеми своими вооруженными формированиями, причем лично являясь на службу. А на Руси военная обязанность перед Ордой исчезла уже в 1263 году. Именно после этого года русские дружины и ополченцы- "вои" перестали участвовать в завоевательных походах ордынцев, хотя с момента подчинения Руси Ордой прошло лишь 20 лет, тогда как зависимость России от Орды продлилась более двух веков. И в этом несомненная заслуга князя Александра Ярославича (Невского), не могу этого не отметить, тем более, что к нему и к его деятельности я отношусь весьма неоднозначно.
Во внутренние дела руских княжеств, в то, каким образом князья в них правят, ханы Золотой Орды практически не вмешивались (лишь бы дань поступала вовремя и в полном объеме).
А если и вмешивались, то исключительно по инициативе самих русских князей, продолжавших междоусобную борьбу за власть на Руси. Отсюда и не менее страшные, чем Батыево нашествие "Неврюева рать" 1252 года и "Дюденева рать" 1293 года.
Напомню, что первую из них на Русь привел ни кто иной как Александр Невский, чтобы занять Владимир вместо своего брата Андрея Ярославича, а вторую - удельный князь Андрей Александрович Городецкий, который с помощью ордынцев отнял власть над Владимиром у своего родного старшего брата Дмитрия Александровича Переяславского.
Впрочем, и сам переяславский князь Дмитрий не гнушался в борьбе со своим младшим братом призывать на помощь ордынцев (достойные сыновья своего отца - Александра Ярославича Невского, чего уж там говорить!).
Так, в ходе только "Дюденевой рати" 1293 года были разорены полтора десятка городов Северо-Восточной Руси, которые только начали восстанавливаться после лихолетья: Муром, Суздаль, Владимир, Юрьев, Переяславль, Углич, Ростов, Ярославль, Москва, Коломна, Серпухов, Клин, Звенигород, Можайск и Волок-Ламский.
Зато после этого Андрей Городецкий прочно сел на Владимирский престол! (Правда, не столь уж и надолго, он умер в 1304 г., не оставив наследника).
После смерти великого князя Владимирского Андрея Александровича верховная власть на Руси (то есть, звание Владимирского князя) перешло к тверскому княжескому дому, его старшему представителю - Михаилу Ярославичу, единственному, если учитывать старинную русскую систему престолонаследия, имеющего право на Владимирский великокняжеский престол.
Тверской князь Михаил Ярославич в 1304 году получил ордынский ярлык от хана Тохты в полном соответствии с русским лествичным правом.
С этим были категорически несогласны московские князья - Юрий и Иван Даниловичи, оказавшиеся "изгоями", не имевшими права на Владимирское княжение лишь потому, что их отец - Даниил Александрович - младший сын Александра Невского умер в 1303 году, раньше своего старшего брата Андрея Городецкого, так и не побывав на Владимирском великокняжеском престоле.
И вот на этом моменте необходимо остановиться подробнее, поскольку золотоордынские ханы старались не нарушать порядок престолонаследия в подчиненных им русских княжествах, а если и нарушали (напомню, что речь идет о XIII - XIV веках), то лишь по определенным причинам, корни которых находились не в Орде, а на Руси.
Борьбе за ярлык на Владимирское Великое княжение между Тверскими и Московскими князьями и роли Золотой Орды в этой борьбе будет посвящена следующая - (5.3) часть этой статьи.
Так что, продолжение следует...
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.