СКРЕЩЕННЫЕ РУКИ В ИСКУССТВЕ РЕНЕССАНСА

Aug 31, 2013 15:07

      Все-таки совершенно был прав мой Учитель - Игорь Николаевич Данилевский, который всегда говорил, что качество образования определяется не суммой знаний фактов, поскольку все факты все-равно запомнить невозможно, а умением необходимые факты находить, а также знанием того, где их следует искать.
      Вчера, делая предыдущий пост о геральдических знаках во Флоренции, я столкнулся с одним моментом, который был мне непонятен. А именно, что означают две скрещенные руки, изображенные на одном из флорентийских гербов и присутствующие в декоре церкви Санта Кроче? Еще раз приведу их фотографии:





Уязвленное самолюбие историка и природная любознательность заставили меня заняться поисками информации по этому поводу. Вскоре поиски увенчались успехом.
      Оказывается, две скрещенные руки - это руки ветхозаветного праотца Иакова, которыми он благословляет своих внуков, сыновей Иосифа - Ефрема и Манассию. Для тех, кто хочет подробностей, отсылаю к Книге Бытия (глава 48). Для остальных же, сюжет вкратце таков.
      Иосиф, привел двух своих сыновей - старшего - Маннасию и младшего - Ефрема - к постели их деда Иакова для благословения, поскольку тот был близок к смерти. Манассию Иосиф держал левой рукой, а Ефрема - правой, так, чтобы Иаков положил свою правую руку на голову старшего внука, а левую - на голову младшего. Однако Иаков скрестил свои руки так, чтобы благословить их противоположно, и отверг попытку Иосифа положить руки наоборот. "И сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой; ибо это - первенец; положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю, и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ. И благословил их... И поставил Ефрема выше Манассии". (Бытие, 48; 18-20).
      Средневековые теологи усматривали в этом сюжете символ христианской Церкви, превзошедшей иудаизм. В этим символе Ефрем представлял язычников, а Манассия - иудеев. А поскольку язычники впоследствии стали христианами, а иудеи так и остались в иудаизме, то некоторая, пусть и схоластическая, логика в этом есть.
      Таким образом, скрещенные руки, то есть, руки Иакова, являются символом превосходства христианства над иудаизмом.
      В особенности этот символизм нашел развитие в искусстве Ренессанса, где перекрещенные руки Иакова стали своего рода прототипом Креста Иисуса.

Теперь немного о том, как я нашел информацию, позволившую мне придти к вышеизложенным выводам.
      Было совершенно ясно, что непонятные мне перекрещенные руки являются символом, имеющим вполне конкретное значение. Поэтому, покопавшись в своей довольно неплохой домашней библиотеке, я нашел необходимую мне в этом случае книгу Джеймса Холла "Словарь сюжетов и символов в искусстве" (М.,1996. Оригинальное издание - 1974 г.). Поскольку это словарь, и статьи в нем расположены в алфавитном порядке, сначала я раскрыл статью "Руки". Оказалось - мимо, ничего по поводу перекрещенных рук там обнаружить не удалось. Далее, сделав, как потом выяснилось, правильный вывод о том, что перекрещенные руки на христианским храме должны быть связаны с Распятием, я просмотрел статью "Крест", и в ней нашел маленькую ссылку на "две скрещенные руки Иакова, благословляющего своих внуков" (с. 316), а также перессылку на статью "Иосиф" (с. 275-278). Ну а дальше было уже проще. Вся остальная информация нашлась в Книге Бытия. Оставалось лишь сделать правильный анализ текстов и выводы из него.
      Конечно же, можно было пойти по более простому пути: поискать информацию через поисковики интернета. Но что-то я не очень доверяю достоверности этой информации (как часто оказывается, правильно делаю).

Сергей Воробьев.

геральдика, История, Италия, Флоренция, ренессанс

Previous post Next post
Up