Являясь большим поклонником стиля модерн во всех его направлениях - от живописи до архитектуры, узнав о том, что в Пушкинском музее проводится выставка наиболее значимых работ английских художников - прерафаэлитов, которые во многом поспособствовали формированию стиля Арт Нуво, я не мог ее не посетить.
Краткий отчет о выставке.
Экспозиция составлена очень даже неплохо. В выставочном пространстве музея, разделенном на шесть секторов ("Спасение", "Образы прошлого", "Природа", "Красота", "Поэтическая живопись" и "Утопия"), согласно хронологии и тематике творчества, представлены все основные художники этого направления в изобразительном искусстве середины - второй половины XIX в.: Д. Э. Миллес, Д. Г. Россетти, У. Х. Хант, Ф. М. Браун, У. Моррис, Э. Сиддал и Э. Бёрн-Джонс.
Главное место, разумеется, уделено творчеству Данте Габриэля Россетти, его полотна составляют едва ли не половину из всех выставленных, Впрочем, это, наверно, справедливо. Но и остальные художники круга Россетти, члены знаменитого "Братства прерафаэлитов" вниманием не обделены. Конечно, очень сильное впечатление производит картина Джона Эверетта Миллеса "Офелия" (1851-1852 гг)., его же "Долина вечного покоя" (1858 г.), "Возлюбленная (Невеста)" Россетти (1865-1866 гг), "Любовь, ведущая пилигрима" Эдварда Бёрн-Джонса (1896-1897 гг).
Несомненным "плюсом" организации выставки является ее информативность. В каждом секторе, у каждой картины была представлена исчерпывающая информация о периоде творчества художников и о сюжете конкретного произведения. Желающие могли без проблем воспользоваться аудиогидом.
Приятным бонусом явилось то, что при входе в музей можно было совершенно бесплатно взять небольшую, но качественную брошюру (на заглавном фото - обложка брошюры), посвященную выставке (в отличие от театров, где за программку спектакля, не выдерживающую никакой критики по качеству исполнения, требуют от 50 до 100 р.).
Это были "плюсы". Теперь о "минусах".
1. Все-таки цены на билеты в ГМИИ начинают явно зашкаливать. Я, конечно же, понимаю, что мы живем в рыночные времена, где "спрос определяет предложение" и формирует цену, но билет за 400 р. все-таки, дороговато. Да, для школьников и студентов в два раза дешевле, но все же... С ностальгией вспоминаю недавние времена, когда 400 р. за билет брали с иностранцев, а для нас - граждан РФ, цена составляла всего 100 - 150 р. Цена в 400 р. (т. е. около 10€) приемлема для стран ЕС, но там и з/п несопоставимы с нашими. Разве я не прав? Мне, как учителю истории часто приходится водить своих учеников по музеям. Я, конечно, не разорюсь на билетах, но неужели вы думаете, что это делают все учителя, или что мне эти расходы кто-нибудь компенсирует? Или государство предполагает, что я должен брать деньги со своих учеников за то, что сводил их в музей???
2. Почему, если в ГМИИ во всех залах фотографировать не возбраняется (даже не нужно покупать разрешение на фотосъемку, как в большинстве остальных музеях Москвы), на выставке прерафаэлитов этого нельзя было делать категорически даже за дополнительную плату? Все картины под стеклом. Да и никто из нормальных фотографов в музее не станет фотографировать картины при включенной вспышке. Но нет, нельзя! Почему? Кто-нибудь может мне это объяснить? У меня только одно объяснение: это требование британских организаторов выставки. Но разве они не нуждаются в пропаганде национального искусства? Едва ли не у каждой картины стояли бдительные сотрудники музея, часто подкрепленные полицией, чтобы кто-нибудь вдруг не достал фотоаппарат или телефон. Их лица были настолько угрожающими, что я, например, не рискнул! Это что, храм, где я могу фотографированием оскорбить чувства верующих? Я этого не понимаю! Вывод: фотоотчета, который я планировал, не будет.
Рекомендации.
1. Если вы планируете посетить выставку, то нужно приходить в будний день и пораньше. Сегодня, в пятницу, уже около 11 утра я без проблем прошел в музей (постояв в очереди в кассу не более 10 минут). А вот спустя полтора часа очередь была уже на улице. Вдоль ограждения территории музея по Волхонке стояло около сотни человек, желающих пройти внутрь. И это середина буднего дня. Представьте себе, что будет твориться в выходные или в будни вечером (хотя на время проведения выставки часы работы музея продлены до 21.00).
2. Выставка замечательная. Но продлится она еще менее месяца, до 22 сентября. Так что, поторопитесь!
Сергей Воробьев.