Вообще-то, я не являюсь большим поклонником такого архитектурного стиля как барокко. Мне гораздо ближе по своему духу суровый романский стиль и, тем более, устремленная к небу и Небу готика. Как для голодного человека краюха простого ржаного хлеба кажется более привлекательной, чем кремовый торт, так и для меня почти любой готический собор кажется более интересным, чем почти любая барочная церковь (не говоря уже о сооружениях в стиле рококо).
Извините за кулинарные ассоциации, и может быть, все дело в том, что я не очень люблю (точнее, совсем не люблю) сладкого.
Конечно же, есть исключения.
Например, барочные дворцы мне нравятся, и даже очень нравятся, но вот что касается культовых сооружений, то барочные церкви, на мой субъективный вкус, слишком однообразны, тогда как в готических храмах, всегда найдется какая-нибудь "изюминка", делающая ту самую краюху ржаного хлеба вкуснее любого пышного торта. Так гаргульи на соборе святого Вита в Пражском граде мне гораздо интереснее рассматривать, чем (прошу прощения за конщунство) творение великого Бернини - весь ансамбль площади святого Петра в Ватикане.
Образцы культовых сооружений готического и барочного стилей:
Однако я далек от мысли отрицать значимость стиля барокко для всей мировой художественной культуры. Тем более, что именно XVII век, когда барочная культура стала распространяться по всей Европе, включая и Россию, во-многом стал переломным для всей человеческой цивилизации и едва ли менее значимым, чем эпоха Возрождения, которая ему предшествовала.
"Московское" или "нарышкинское" барокко:
Не являясь культурологом и искусствоведом, и не претендуя на звание знатока истории архитектуры, которую очень люблю, тем не менее, я являюсь историком, в сфере интересов которого еще с начала 90-х годов прошлого века неизменно находится исследование истории ментальностей (к счастью, мне вовремя, еще в 1988 году, один из моих Учителей - В. Б. Кобрин порекомендовал прочитать "Апологию истории" Марка Блока, с чего и начался мой интерес к тогда еще, как казалось, неперспективному в нашей стране направлению в исторической науке), я прихожу к выводу, что одной из главных причин появления в европейской культуре такого стиля как барокко (причем, это относиться не только к архитектуре, но и к живописи, музыке и т. д.) является существенный сдвиг в мировосприятии (ментальный перелом) людей, живших в XVII веке.
Этот ментальный перелом, продолжавшийся на протяжении всего XVII века, был вызван тем, что с одной стороны постепенно, а с другой - стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, соответсвующая эпохе Средневековья, а в общественном сознании происходило крушение идеалов эпохи Возрождения.
Это было время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. Да, в XVII веке происходит революционный переворот в естествознании, появляются новые философские течения, а в искусстве - новые стили и жанры. Но при этом преобладают политический консерватизм (помните: "Государство - это я!", изреченное французским "королем - Солнце" Людлвиком XVI?), господствуют пессимистические взгляды на человека и общество, развивается иррационализм и мистицизм.
Здесь уместно обратиться к поэзии того времени (почему-то поэты всегда очень остро чувтствуют изменения общественного сознания, вызванные любыми причинами) . Так, перемены и трагические конфликты этой эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн (1572 - 1631):
"Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас".
Что же именно стало относительным? Прежде всего - представления о человеке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно малой частицей мироздания, а с другой - великой силой, способной управлять природой. Очень хорошо это видно в размышлениях Блеза Паскаля (1623 - 1662), писавшего о двойственности человека. Паскаль признавал его безграничные возможности, называя при этом "мыслящим тростником". Человек в это время воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты своего времени.
"Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонёк,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле".
(Андреас Грифиус (1616 - 1664) - немецкий поэт и драматург эпохи барокко)
Переменам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области естественных наук и географии, расширившие представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве.
Великие географические открытия, выдвинутая Джордано Бруно концепция о бесконечности Вселенной и бесчисленном множестве миров в ней, а также сформулированные Иоганном Кеплером законы движения планет вокруг Солнца, создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.
Изобретение телескопа (Галилео Галилей, 1610) и микроскопа (Антони ван Левенгук, 1673) позволило заглянуть в головокружительные бездны мироздания - в недоступные ранее большие и малые миры. В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек обнаружил удивительное разнообразие. Пространственно-временная модель мира теперь стала строится на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего обернуться в любой миг неожиданными метаморфозами. И если раньше быстротечность жизни измерялась днями или месяцами, то теперь - часами, минутами и даже секундами. Парадокс текучести времени и его постоянной изменчивости не мог не породить в душе человека XVII века мистические страхи и сомнения, он заставлял его все чаще задумываться о бренности человеческого бытия.
Где и в чём человек искал спасение от этих противоречий жизни? Душевное спокойствие, смысл и равновесие он пытался найти в интенсивной духовной и религиозно-мистической жизни, в обращении к Богу и Вечности.
Но зачастую он, раздираемый сомнениями и противоречиями, не мог найти ответы на интересующие его вопросы даже у Бога.
"Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,
Что Бог - не в небесах, а здесь, в себе самом?..
Постой! Что значит "Бог"? Не дух, не плоть, не свет,
Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,
Не зло и не добро, не в малом он, не в многом,
Он даже и не то, что именуют Богом,
Не чувство он, не звук, а только то,
О чём из нас не ведает никто".
(Ангелус Силезиус (1624 - 1677) - немецкий поэт и мистик)
В тщетных поисках внутренней опоры в Боге человек всё отчетливее осознавал свою беспомощность перед мирозданием, обращался к мистическим видениям, чудесам, связанным с мученичеством и страданием. Реальная жизнь стала восприниматься как сплошной обман, кошмарный сон, некая "суета сует".
Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало искусство, породившее новый художественный стиль, по-новому увидевший и отразивший мир, перемены в мировосприятии, распад прежних основ жизни, отсутствие гармонии между Небом и Землей. Этот стиль имел совершенно новые эстетические принципы, имеющие существенные отличия от предшествующей ему ренессансной культуры, и все же, тесно связанный с ней.
Этот стиль получил название БАРОККО.
Про эстетику барокко и характерные для этого стиля черты архитектуры я обязательно напишу в отдельном посте. Если вам интересно продолжение этой темы, смотрите по соответствующим тэгам.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.