О мягко говоря, недостатках ЕГЭ сказано столько, что уже, казалось бы и добавить нечего. но все-таки добавлю ещё и от себя, как человек имеющий к экзаменам прямое отношение.
Вчера, 31 мая, накануне Дня защиты детей я был организатором в аудитории для 15 учеников двух чужих для меня школ, сдававших математику в формате ГИА - ОГЭ (государственная итоговая аттестация - основной государственный экзамен, то же ЕГЭ, только за курс неполной средней школы, если кто-то не знает).
Перед началом экзамена, до того как включили камеры, я - страшный чужой усатый дядька (эти дети ведь не знают, что я на самом деле добрый "папа Карло", а вовсе не "Карабас-Барабас") предупредил "уважаемых участников ОГЭ" о том, что списать им не удастся ни при каких обстоятельствах, пусть даже и не пытаются. Внушение подействовало, они и не пытались, писали всё честно сами.
В результате 11 из 15 сданных бланков №2 (где нужно было записывать развернутые ответы, т. е., решения задач, а не играть в "угадайку") остались девственно чистыми (и это при том, что экзамен длился 3 часа, 55 минут), но в этом ничего удивительного для меня не было, уровень знаний девятиклассников, развращенных практикой прошлых нескольких лет, когда учителя решали экзаменационные задания за них, а потом подсовывали им готовые ответы, мне давно известен (причем учителя делали это не по доброте душевной, а из-за неминуемых весьма неблагоприятных последствий для школы из-за огромного количества двоек).
Теперь же, наступил "момент истины" (последние два года девятиклассники сдают экзамены только в формате ОГЭ и в чужих школах, да и прессовать школы за неудовлетворительные результаты стали гораздо меньше; видимо, в верхах, наконец-то, стали осознавать, что дело не в том, что учителя плохо учат, а в самой гнилой системе).
Впрочем, сначала я хотел написать не об этом. И не о том, что ученики не смогли решить задачи по алгебре и геометрии. А о том, какие решения предлагали те, кто все-таки попытался это сделать.
Смотрю сданный черновик и вижу в нем такой феноменальный ответ на задачу (самой задачи я не видел, но ответ говорит сам за себя): "заплатил 31,15 копеек"!!!
То есть, у 16-летних подростков напрочь отсутствует элементарные знания о повседневной жизни, если у них не вызывает никаких сомнений сама возможность существования такой суммы в денежном выражении.
И ведь, к сожалению, это далеко не единичный пример.
В прошлом году на ЕГЭ по той же математике была предложена элементарная задача: приводились данные электросчетчика за прошлый и текущий месяцы, стоимость 1 Кв/ч электроэнергии и нужно было посчитать сумму оплаты за месяц. Большинство ответов были просто замечательные: "сумма оплаты - 2 миллиона, 879 тысяч, 254 рубля". Им даже в голову не приходило, что такой ответ просто абсурден! Откуда же они его получали? Всё просто: 18-летние "детишки" брали последние показатели счетчика и тупо умножали их на стоимость Кв/ч! О том что первым действием должно было быть вычитание, они и не догадывались!
Скажете: жизнь научит.
Научит, конечно же. Но по моему глубокому убеждению, учиться навыкам реальной жизни все же лучше до того, как она огреет обухом по самому темечку.
Вопрос - учит ли реальной жизни ЕГЭ, ГИА-ОГЭ, для меня уже давно является чисто риторическим.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.