Большая прогулка по Переславлю-Залесскому

Feb 22, 2020 13:45

            БОЛЬШАЯ ПРОГУЛКА ПО ПЕРЕСЛАВЛЮ-ЗАЛЕССКОМУ



  1. Как добраться
        До старинного русского города Переславля-Залесского, являющегося настоящей жемчужиной Золотого Кольца России, проще всего своим ходом добраться из Москвы через Сергиев Посад. Электричка от Ярославского вокзала идет около полутора часов. Автовокзал в Сергиевом Посаде расположен совсем рядом с железнодорожным вокзалом, что очень удобно для пересадки. Только нужно иметь в виду, что при покупке билетов на автобус (№119) до Переславля придется предъявлять паспорт, а также то, что автобус в первой половине дня только один (отправляется в 9.00). Снова полтора часа в пути (автобус идет по Старому Ярославскому шоссе), и вы на автостанции Переславля-Залесского.
        Есть, правда, и другой вариант - прямым автобусом от метро «Щелковская». Но, несмотря на то, что такой автобус ходит гораздо чаще (чуть ли не каждый час), у этого варианта есть существенный минус - большая вероятность застрять в пробках, как в Москве, так и на трассе «Холмогоры» (в особенности на отрезке от МКАД до Пушкино).
        Так или иначе, вы все равно окажетесь на той же самой автостанции, которую назвать автовокзалом язык никак не поворачивается, исходя из ее полной убогости. Эта автостанция расположена на самой окраине Переславля, практически при въезде в город со стороны Москвы, то есть с юга. Если вам нужно как можно быстрее попасть в исторический центр, то можно воспользоваться городским автобусом №1 (по моим наблюдениям, он ходит довольно часто). Но вполне можно пройти и пешком (до городских валов, окружающих этот центр и, соответственно, до Красной площади не более часа неспешным шагом), тем более, что по пути вам встретится три интереснейших достопримечательности города, а именно, три из пяти сохранившихся до нашего времени монастыря (когда-то их в Переславле было 18!).
        Ну а теперь обо всех самых интересных достопримечательностях замечательного Переславля-Залесского по порядку (не по значимости или исторической ценности, а именно по пути следования с южной части города к северной его окраине).



  1. Федоровский женский монастырь
      Если идти от автостанции Переславля по Московской улице, то невозможно не обратить внимания на расположенную с правой стороны обитель - Федоровский (Феодоровский) монастырь, или, как его часто называют, «Фёдор на горе».



Этот монастырь, первоначально мужской, получил это название не случайно. Дело в том, что после того, как последний самостоятельный князь Переславля, внук Александра Невского, бездетный Иван Дмитриевич в 1302 году передал свое княжество по завещанию своему дяде - московскому князю Даниилу Александровичу, с этим решительно не согласился тверской князь Михаил Ярославич, с 1304 года являвшийся также великим Владимирским князем. Битва между тверичами, претендующими на захват Переславля, и москвичами в союзе с переславцами произошла на южных окраинах города 8 (21) июня 1304 года, в день памяти великомученика Федора Стратилата (воеводы IV века, принявшего мученическую смерть за христианскую веру). В память о победе над тверичами и было принято решение основать обитель, получившую название Федоровской.



Большая часть монастырских построек относится ко второй половине XVII века, когда этот монастырь после тяжелой эпидемии, сделавшей одинокими многих женщин и девиц, был обращен в женский. Но самая древняя из дошедших до нашего времени построек - внушительный пятиглавый собор во имя Федора Стратилата, относится к 50-м годам XVI столетия. По преданию, появление этого храма связано с рождением сына Ивана Грозного - царевича Федора.





Собор в настоящее время не действует, а богослужения проходят в расположенной рядом с ним церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, сооруженной в 1710 году на средства, пожертвованные монастырю сестрой Петра I, царевной Натальей Алексеевной.





На рубеже XVII - XVIII столетий Федоровская обитель стала местом заточения многих женщин, сосланных сюда по указам Петра I и Ивана V по обвинениям в раскольничестве, супружеской неверности и пристрастии к горячему зелью, что кажется несколько странным, учитывая моральный облик первого российского императора. В одной из келий томилась и супруга обер-прокурора Сената Анна Федоровна Ягужинская, также обвиненная в неверности и церковном мятеже.
        К началу ХХ века Федоровский монастырь был одним из богатейших в Переславском крае, в нем насчитывалось около пятисот насельниц (монахинь и послушниц). В 1918 году территорию монастыря заняла детская исправительно-трудовая колония, а в 1923 году обитель была полностью упразднена. Однако благодаря реставрационным работам, произведенным в 1970-х годах, большая часть старинных построек была сохранена. В 1998 году монастырь был возвращен РПЦ.

  1. Горицкий Успенский монастырь
      С другой, левой стороны Московской дороги, через примерно 10-15 минут неспешного пешего пути, располагается еще одна некогда знаменитая, но в конце XVIII века упраздненная обитель во имя Успения Богородицы или Горицкая, названная так за ее месторасположение на горе.





Белоснежная каменная монастырская стена и виднеющиеся за ней высокие храмы словно вырастают из окружающего пейзажа, создавая архитектурную доминанту местности. Этот монастырь появился в Переславле, вероятно, в начале XIV столетия. Но тогда он был полностью деревянным. Сохранилось предание, что именно из этой обители в 1382 году великая княгиня Евдокия, супруга  Дмитрия Донского, с малолетним сыном спустилась к Плещееву озеру, спасаясь от преследований воинов хана Тохтамыша. По легенде, внезапно появившийся на озере туман скрыл от татар уплывающих на ложках и плотах княгиню и горожан. В благодарность за чудесное спасение княгиня помогла восстановить разоренную обитель.
      Горицкий монастырь посещали Василий III и Иван Грозный, а во время строительства на Плещеевом озере своей потешной флотилии в нем долгое время проживал Петр I.
      Большая часть сооружений монастыря относится к середине XVIII века, когда эта обитель была центром обширной Переславской епархии, включавшей множество городов: Можайск, Рузу, Дмитров, Волоколамск и др.
      Очень красивы в Горицах Святые ворота, относящиеся к концу XVII века, возведенные в стиле московского барокко.



В неизменном виде сохранились Успенский собор и Всехсвятская церковь с трапезной палатой конца XVII столетия, а также высокая колокольня XVIII века.









А с небольшой смотровой башенки, являющейся частью стены, окружающей монастырь, открываются великолепные виды на центральную часть Переславля и Плещеево озеро.











В 1788 году, в связи с политикой секуляризации, проводимой Екатериной II, Переславская епархия была упразднена, а Успенский Горицкий монастырь ликвидирован. Еще в течение сорока лет Успенский собор выполнял роль главного городского храма, но потом в стенах бывшей обители расположились гражданские учреждения. Заброшенные церковные постройки стали быстро приходить в ветхость.





В мае 1919 года в Горицах открыли краеведческий музей, каковым бывший монастырь является и поныне. Он сыграл важнейшую роль в деле сохранения богатого историко-культурного наследия города, поскольку именно сюда свозились сокровища из разрушаемых храмов и монастырей Переславля (достаточно отметить, что из 27 церквей города до нашего времени сохранились лишь 12).

  1. Троице-Данилов монастырь
      Вернувшись из Горицкого монастыря на Московскую улицу, которая к этом месте переходит в улицу Кардовского, пройдите направо по улице с забавным названием «Большая крестьянка» (параллельная улица, кстати, называется «Малая крестьянка»), и вы вскоре окажетесь в месте, имеющем старинное наименование «Сокольская слобода». Во времена Ивана Грозного, когда Переславль был одном из центров опричнины, здесь жили сокольи помытчики, ловившие соколов для царской охоты и давшие этому месту такое название. Центром этой слободы является возвышающийся на небольшом холме Троице-Данилов мужской монастырь, основанный в первой половине XVI века монахом Горицкой обители Даниилом.



Этот инок разыскивал и подбирал «умерших нечаянно» - убитых, утонувших, замерзших и бедных мирян и совершал на холме-скудельнице, прозванном «Божедомьем», отпевания и погребения. В 1508 году на холме на средства бояр Челедняных и жителей города Даниилом был построен деревянный храм во имя Всех Святых. Одновременно здесь появились первые монашеские кельи. Узнав о новой обители, в монастырь прибыл великий князь Василий III. Правителю здесь настолько пришлось по душе, что он стал частым гостем в недавно основанной обители, а в 1530 году по его повелению здесь был заложен каменный храм во имя Троицы.  В этот год у великого князя появился долгожданный наследник, а семидесятилетний игумен монастыря Даниил стал великокняжеским кумом - крестным отцом будущего царя Ивана Грозного.





Старец Даниил скончался в 1540 году и был похоронен в заранее выбранном им месте - у северной стены алтаря Троицкого храма. Через 120 лет на месте погребения Даниила к Троицкому собору пристроили придел его имени - небольшую церковь с маленькой главкой, а чуть позже великолепную шатровую колокольню.





Монастырь был закрыт в 1923 году, на его территории находились складские помещения, машинно-тракторная станция, а в послевоенное время - лагерь для немецких военнопленных. Службы в Свято-Троицком Даниловом монастыре возобновились в середине 90-х годов ХХ века, и теперь древняя обитель снова является действующим мужским монастырем.

  1. Никольский монастырь
      Если после посещения Троице-Данилова монастыря вернуться на улицу Кардовского и пройти по ней почти до городских валов, немного не дойдя до них свернуть налево на улицу Гагарина, то вскоре вы окажетесь у еще одного переславского монастыря - обители во имя святителя Николая Чудотворца.
      Впрочем, от этого древнего монастыря, основанного около 1350 года, до нашего времени мало что сохранилось. А величественный Никольский собор - самый высокий и вместительный храм города, хотя и назван по имени утраченного в 1930-е годы собора XVIII века, не повторяет архитектуру прежнего сооружения. Он был построен совсем недавно (освящен в 2003 году) по мотивам соборов Московского кремля.







Нет, я не скажу, что он плох. Даже напротив, мне этот новодельный храм, скорее, понравился. Но все-таки очень жаль, что не сохранились старинные оригинальные постройки, из-за чего, по моему мнению, Никольский монастырь заметно уступает другим монастырям Переславля.

  1. Церковь Сорока мучеников Савостийских
      От Никольского монастыря совсем недалеко до Плещеева озера, на берегу которого, слева от устья реки Трубеж в старинной Рыбацкой слободе находится величественная двухэтажная пятиглавая каменная церковь во имя Сорока мучеников. По мере приближения к ней все чаще по берегам Трубежа, окруженным плакучими ивами, встречаются простые рыбацкие лодки.





Сорокосвятская церковь появилась в Переславле во второй половине XVIII века благодаря средствам, вложенным богатыми московскими купцами Щелягиными. Вероятно, название храма связано с его местоположением. По преданию, в 320 году зимой во время гонений на христиан сорок византийских воинов в Севастии (Армения) отказались принести жертвы языческим богам, за что подверглись многочисленным жестоким пыткам. Во время одной из них в лютый мороз раздетых донага мучеников привели к озеру, где на льду они стояли всю ночь и чудом спаслись молитвами - Господь согрел воду и растопил лед. Однако севастийских воинов-христиан казнили. Брошенные в воду их святые останки «сияли, как звезды».







Словно светильник-маяк в Переславле и церковь во имя Сорока мучеников, с давних пор служившая ориентиром для рыбаков, уплывавших далеко от города. На фоне озера и бескрайнего белоснежного зимнего пейзажа этот высокий ярко-красный храм отчетливо виден даже с большого расстояния.

  1. Знаменская и Покровская церкви
      Возвращаться к центральной части города лучше всего вдоль берегов реки Трубеж, наслаждаясь природной красотой этих замечательных мест. Создается впечатление, что находишься вовсе не в городе, а в крупном селе.



Неподалеку от левого берега реки, немного не доходя до крепостных валов можно увидеть яркую, нарядную Знаменскую церковь (XVIII в.),



а с другой стороны Трубежа, на Плещеевой улице, неподалеку от Народной (ранее Базарной) площади - Покровскую церковь (1789 г.).











Эта небольшая по размерам церковь, с одноэтажной трапезной палатой и трехъярусной колокольней, выделяется своими белыми благородными выступающими линиями. Привлекательность этого храма - в неброской, но, в какой-то мере, изысканной красоте. Стройную колокольню венчает несколько необычный изящный шпиль, изящна и маленькая главка, украшенная звездами, что указывает на причастность храма к имени Пресвятой Богородицы.
      Со дня своего появления эта церковь никогда не закрывалась, оставаясь долгое время в советские годы единственным действующих храмом Переславля, поэтому в ней почти полностью сохранился оригинальный интерьер.

  1. Ансамбль Красной площади
      Красная площадь Переславля - исторический центр древнего города. Она находится почти в середине валового кольца и без труда определяется путешественниками - настолько гармоничен здесь одноглавый, простой по своим формам, невысокий белокаменный храм, в котором сразу же угадывается постройка далекого XII века - Спасо-Преображенский собор (1152-1157 гг.).





В 1152 году на пересечении двух важных торговых путей князь Юрий Владимирович Долгорукий, согласно Никоновской летописи, «град Переславль от Клещина перенесе и созда больши старого и церковь в нем постави камену Святого Спаса».
      Для возведения наружных и внутренних стен храма издалека возили «белый камень» - известняк, а полости между стенами заполняли щебнем, залитым известковым раствором. Работы были завершены через пять лет сыном основателя Переславля - князем Андреем Боголюбским.
      Памятник Юрию Долгорукому установлен на территории Горицкого монастыря,



а памятника Андрею Боголюбскому в Переславле нет вообще. Но вот интересный факт. При реставрации собора в 2015 году на алтарной апсиде Спаса ученые обнаружили несколько древнерусских граффити, в том числе уникальное сообщение XII столетия об убийстве Андрея Боголюбского и список его убийц, причем имена некоторых из них ранее нигде не упоминались (ранее были известны из Лаврентьевской и Ипатьевской летописей имена лишь трех из двадцати заговорщиков: Анбал Ясин ключник, Яким Кучкович и Петр Кучков зять). По предположению историков, это официальный текст, который булл разослан после злодейского убийства владимирского князя по всем городам Владимирской Руси в назидание потомкам.
      Зато перед собором имеется памятник Александру Невскому, что и не удивительно, поскольку этот переславский (а потом уже новгородский и владимирский) князь в 1220 году родился в палатах, некогда стоявших возле собора (и соединенных с ним крытой галереей), а также был крещен в этом храме.



Древний Спасо-Преображенский собор ранее, вероятно, был покрыт тесом и лемехом, но в остальном, в отличие от других храмов того времени, дошел до наших дней без существенных изменений. Он является древнейшим из сохранившихся храмов Северо-Восточной Руси.
      В соборе до сих пор покоятся останки потомков Александра Невского - его сына - переславского князя Дмитрия, и внука - последнего переславского князя - Ивана, того самого, который в 1302 году завещал свое княжество своему московскому дяде - Даниилу.
      Неповторимый колорит Красной площади создают и стоящие неподалеку от Спасо-Преображенского собора три храма, создающие уникальный архитектурный ансамбль совершенно разных эпох и стилей.





Это, во-первых, шатровая церковь во имя Петра Митрополита, построенная в конце XVI века.
Задолго до строительства этой церкви, в начале XIV столетия, тверские князья, претендующие на владение Переславлем, обвинили сторонника их главных соперников, московских князей, митрополита Петра в симонии (торговле церковными должностями). Именно в Переславле состоялся суд над митрополитом, на котором он был полностью оправдан. Через некоторое время на месте этого события построили деревянную церковь в честь митрополита Петра, а в 1584 году ветхую постройку заменили на одноименную каменную, существующую и поныне. Ее современное состояние оставляет желать лучшего, хотя реставрационные работы потихоньку, как видно, ведутся.
      Во-вторых, это два построенных в одном стиле в 40-х годах XVIII века высоких пятиглавых храма - собор Владимирской иконы Божьей Матери и церковь Александра Невского.
      В прошлом эта территория принадлежала женскому монастырю (сохранился небольшой участок бывшей монастырской ограды), носившему название Сретенско-Владимирский и Богородицкий. В конце XVIII века обитель была упразднена, а два ее храма с необычными большими маковками на тонких вытянутых барабанах, к счастью, уцелели.

  1. К северу от городских валов
      К северу от городских валов, за мостом через Трубеж начинается та часть Переславля, которая соответствует облику маленького провинциального городка, большая часть гражданских построек которого относится к концу XVIII - началу ХХ вв.





Впрочем, в основном все самое интересное здесь сосредоточено по обеим сторонам Ростовской улицы - центральной в Переславле.



С правой стороны этой улицы возвышается Симеоновская церковь 1771 года постройки. Особое очарование придают ей белые лепные украшения, отчетливо выделяющиеся на ярком фоне, пышные наличники, головки ангелов, выступающие пояски. Обращает на себя внимание и редкий в городе шатровый верх колокольни.







Стоящую на наиболее оживленной улице Переславля эту нарядную церковь закрыли в 1929 году. Однако на фоне многих утраченных в советские годы храмов Симеоновской церкви все же повезло: решавшие судьбу переславских церквей столичные специалисты увидели в ней сходство с московской Сухаревой башней и внесли ее список памятников истории и культуры при ВЦИК (при этом, сама Сухарева башня была все-таки снесена).

  1. Никитский монастырь
      На северной окраине города, неподалеку от северо-восточного берега Плещеева озера, расположен один из древнейших монастырей России - Никитский мужской монастырь, основанный князем Борисом Ростовским, сыном Владимира Святославича Крестителя, в 1010 году.



Большая территория обители окружена каменными крепостными стенами и башнями XVI века. Это самые древние монастырские стены, сохранившиеся в Переславском крае до нашего времени. В начале XVII века они полностью оправдали свое предназначение: на много дней они стали единственным убежищем для многих горожан и крестьян из близлежащих селений. Во время Смуты переславцы вместе с монахами мужественно оборонялись здесь от отрядов польского военачальника Сапеги.
      Старинные Святые ворота, через которые лежит путь в обитель, внутри украшены росписью.





Монастырь носит имя Никиты Переславского Столпника - одного из особо почитаемых переславских святых. Существует предание, что Никита жил во время строительства города, в XII веке, и будучи мытарем, усиленно собирал подати с переславцев. Отличаясь жестоким нравом, он причинил много зла обездоленным людям, нажив себе большое состояние. Однажды, когда жена готовила ему пищу, Никита увидел в котле части человеческих тел и головы замученных им людей. В страхе бросился он искать спасения в Никитский монастырь. Приняв постриг, раскаявшийся грешник надел тяжелые вериги и поселился в земляной келье, в которой провел в молитве, исцеляя страждущих, более тридцати лет. В 1186 году схимник Никита погиб из-за своих железных вериг - убийцы приняли их за серебряные.
      Не единожды в монастыре бывали на богомолье Иван Грозный со своей женой Анастасией Романовной. Рождение сына Ивана царская чета связывала с чудодейственной силой воды из выкопанного Никитой колодца и частицами мощей переславского святого. Видимо, в благодарность за это царь повелел полностью перестроить монастырь в камне (перестройка началась в 1561 году).



















Не исключено, что Иван Грозный при этом преследовал еще одну цель - построить здесь для себя запасную резиденцию на случай измены в Александровой слободе.



На этом наша большая прогулка по Переславлю заканчивается. В качестве заключения хотелось бы отметить, что для всех любителей русской старины посещение Переславля-Залесского является обязательным пунктом программы.

Благодарю за внимание.
      Сергей Воробьев.

При подготовке поста были использованы следующие материалы:
- Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. - Переславль-Залесский, 2019.
- Иванов К.И., Пуришев И. Б. Переславль-Залесский: Путеводитель по городу и окрестностям. - Ярославль, 1986.
- Русские храмы / Под ред. М. Аксеновой. - М., 2006.
- Сукина Л. Б. Переславль-Залесский. - Переславль-Залесский, 2002.

Все фотографии были сделаны автором во время поездки в Переславль 16 - 17 февраля 2020 г.

христианство, туризм, архитектура, Россия, Переславль-Залесский, история

Previous post Next post
Up