Светицховели (груз. სვეტიცხოველი - животворящий столп) - кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в честь двенадцати Апостолов, в городе Мцхета, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. С 1994 г. памятник Всемирного наследия. Церковь в Мцхете хранит несколько православных святынь: ризу Иисуса Христа, одежду пророка Илии, частицу мощей апостола Андрея Первозванного, купель царя Мириана и захоронения знатных особ. В 1994 году грузинский храм был признан памятником общемирового значения.
Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил на месте современного храма первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней. Одним из ее устоев служил стоявший на месте захоронения ризы Христовой («нешвенного хитона») священный ствол [кедр|кедра] (груз. სვეტი ცხოველი [свéти (столп) цховéли (животворящий)]), по которому и назван храм. Во II половине V века царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.
В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012-1030, 1039-1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде). Некоторые части древнего сооружения были использованы при новом строительстве, так старые столпы оказались внутри стоящих сейчас.
Над центральной декоративной аркой северного фасада помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись гласит: «Рука раба Божьего Арсакидзе, помяните». С этим связана популярная в народе легенда о том, что Арсакидзе стал жертвой зависти. У него, обогнавшего в творчестве учителя, отрубили десницу.
Сегодня в собор ведут деревянные двери, с фигурами 12-ти апостолов и рисунком ангелов, ставящих Столб. Войдя в храм, вы увидите множество колонн по обе стороны. Старые росписи сохранилось, начиная лишь с 16 века. Любопытными являются фрески 17 века под куполом. Многие иконы всего лишь копии, а оригиналы находятся в национальных музеях страны.
В 1830-е гг., когда во Мцхете ожидали прибытия императора Николая Павловича, местное управление в порыве служебного усердия распорядились забелить древние фрески, которые могли показаться столичной делегации обветшавшими и неопрятными. Впоследствии храм был заново расписан художниками, приглашёнными из России. Впоследствии старинную роспись всё-таки вскрыли и отреставрировали.
От центрального входа справа - купель, в которой крестился когда-то великий царь Мириан. Она и сегодня используется при крещении. Недалеко от нее, в южной части здания стоит каменная часовня 14 века, копия Гроба Господня в Иерусалиме.
В плане церковь вытянута с запада на восток и являет собой удлинённый прямоугольник. Пространственный образ креста создается направленными по четырём сторонам света плечами. Плечи прямоугольны, кроме восточной, которая заканчивается апсидой. На северном и южном плече на двух этажах расположены комнаты для утвари и складские помещения. В южный неф встроена часовня-ротонда XIII - XIV вв. - дань композиции Храма Гроба Господня. Купол держат 4 мощных столпа, а в барабане купола 16 поясов крепости. По фасадам и барабану проходит изысканный аркатурный пояс с рельефами. Устремлённый ввысь собор обновлялся в XV и XVII веках; тогда же были созданы росписи, украшающие его внутренние стены. В 1830-е гг. боковые арочные галереи были разобраны, многие росписи - забелены, но впоследствии прописаны. Несмотря на то, что храм перенес не одно изменение, большая часть фресок погибла и побелка стен в интерьере убавила художественную целостность, он и сегодня оставляет большое впечатление.
Распределение внешних форм и масс, пропорции подчиняются возвышающемуся в центре высокому куполу, под которым расположена крыша с двунаклонным покрытием в форме креста. В оформлении фасада в основном используются декоративные элементы и развитая система сдвоенных пилястр, а также в поясах крепости облицовка с изразцами. Изразцы богаты и многообразны (дошли частично). В декоративном украшении храма большое место занимает рельеф. Стоит отметить украшение восточного фасада, в основе которой лежит система из пяти декоративных люстр. В подкупольном пространстве включены треугольные ниши, а в центральной части расположены веерообразные лучи с дисками на краях. Мастерски используется полихромический эффект. На основном - песочного цвета фоне у алтаря выделяются собранные ярко красные изразцы, которые выделены богато украшенными горизонтальными поясами. У западной части фасада один большой, богато украшенный пояс, который занимает большую часть стены. Композицию фасада завершает трехфигурный рельеф - восседающий на троне Спаситель с ангелами по бокам.
Светицховели является основополагающим храмом в стиле архитектуры средневековой Грузии. Старых росписей не сохранилось, а присутствующие - XVI, XVII и возможно XVIII веков (восстановлены в XIX веке). Наиболее интересны фрески XVII века (под куполом), эпизоды которых повествуют о принятии христианства Грузией (руководитель росписи - художник Григорий Гулджаварасашвили).
Во внешней части много изменений: часть фасада и подкуполье (которые отличаются зелёным цветом облицовки) принадлежат началу XV века (реставрировано Александром I Великим после нашествия Тамерлана), некоторые рельефные изображения перенесены, хотя эти реставрации не нарушили основные формы и пропорции храма.
Храм окружён крепостной стеной, которая по плану приближается к квадрату. Стена была воздвигнута по приказу царя Ираклия II (упоминается в тексте, высеченном над южным входом в храм). Высеченный камень в старой части перемешан с речным камнем в стене. Постройки на стенах исполнены кирпичом. Нижняя часть двухъярусной стены непроницаема. В верхней части присутствует боевая дорожка, на уровне которой также имеются хранилища камня. У стен присутствуют 6 цилиндрических и 2 четырёхугольных башни. Входные ворота расположены на южной стороне. На западной стороне звонница и врата XI века - замечательный пример грузинской народной архитектуры. В 1964-1965 годах проведённой реставрацией возвращён первозданный облик (архитекторы Н. Чубинашвили и В. Цинцадзе; гл. консультант Г. Чубинашвили). Во время раскопок в 1963 - 1964 годах в юго-западной части стены были найдены останки католикоса Мелкиседека (XI век). Во дворе, в юго-восточной части стены - дворец католикоса Антона II. В данный момент полностью переделан и является историко-этнографическим музеем.
В пол собора вмурованы надгробные плиты, говорящие о том, что здесь захоронены знатные и царские особы.На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов. В марте 2007 года в Светицховели прошло отпевание первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа.
Источник:
Страны и народы мира. Занимательные факты.