Раз уж выдалось целых пять выходных дней в начале мая, то просто глупо не воспользоваться ими, чтобы не совершить хотя бы небольшую вылазку из дома ради удовольствия и познавательного интереса (а для нас эти понятия являются сопряженными).
1.
Для всех, кто интересуется историей, не секрет, что дорога из Москвы в главный монастырь России - Троице-Сергиеву лавру, просто изобилует интереснейшими памятниками культовой архитектуры. И это вполне понятно, ведь это сейчас из Москвы до Троицкого монастыря можно добраться легко и просто за час с небольшим: на машине по Ярославскому шоссе (если нет пробок, конечно же) или на электричке с Ярославского вокзала. А вот раньше, когда паломники шли пешком или в лучшем случае на лошадках, этот путь протяженностью менее сотни километров занимал не один день. И не потому, что это расстояние очень уж большое, а потому, что в данном случае торопиться не следовало. Вот и останавливались паломники самых различных сословий, от калик перехожих до царских особ, по пути в Троицу на молитву и ночлег - кто в селе Тайнинском, кто подальше - в Радонеже, а кто и в Сафарино (ныне Софрино Пушкинского района Московской области).
В Софрино до нашего времени сохранилась замечательная каменная церковь в честь иконы Смоленской Богоматери, построенная в стиле московского барокко (с поздними пристройками в виде трапезной и колокольни в неорусском стиле).
2.
В конце XVII века село Сафарино с деревнями Кленики и Бурдаково было пожаловано царевной Софьей Алексеевной боярину Федору Петровичу Салтыкову, дочь которого Прасковья в 1684 году была выдана замуж за старшего царя Иоанна Алексеевича (Ивана V).
Царь Иоанн Алексеевич:
и его супруга - Прасковья Федоровна:
О том, что эта церковь посещалась русскими царями при их следовании в Свято-Троицкий монастырь, свядетельствует золотая коронка сверху креста:
3.
4.
Источники свидетельствуют, что эту церковь посещали не только царица Правсковья Федоровна, но и ее дочь императрица Анна Иоанновна, император Петр Великий и императрица Елизавета Петровна.
Село в то время располагалось на левой стороне пруда, образованного плотиной на речке Талице. Этот пруд сохранился до нашего времени и представляет собой весьма живописное зрелище.
5.
6.
7.
8.
В центре села располагалась деревянная Успенская церковь с погостом, разобранная из-за ветхости в 1878 году. А на противоположном берегу стоял двор вотчинников. Эти сведения мы имеем благодаря двум картам XVII века, обнаруженным в фондах РГАДА.
О времени сооружения каменной Смоленской церкви мы знаем из храмозданной грамоты патриарха Адриана, данной тестю царя Ф. П. Салтыкову 11 августа 1691 года.
Патриарх Адриан:
Обращаясь к патриарху, боярин Салтыков, как значится в грамоте, просил благословения «на церковное строение камень, на подвязи и на кружала лес, на связи железо, всякие к тому кирпичному строению припасы готовить». К строительству церкви приступили не ранее весны 1692 года. Точной даты завершения строительства мы не знаем, но произошло это вероятно не ранее 1694 года. Косвенным подтверждением этой даты являются надпись на колоколе и датировка икон из местного ряда иконостаса. Боярин Федор Салтыков, основатель храма, умер в феврале 1697 года, так что смог увидеть воочию заложенную им церковь. Хоть сколько нибудь достоверных изображений этого московского аристората, тестя царя Ивана V нам найти не удалось.
9.
Наиболее раннее описание церкви и палат относится к 1742 году, когда произошла конфискация усадьбы у опального графа М. Г. Головкина (в опалу он попал из-за того, что был противником очередного дворцового переворота, в результате которого на престол взошла дочь Петра I Елизавета), женатого на внучке строителя храма Ф. П. Салтыкова: «Село Сафарино две церкви каменная во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы Смоленская. Церковной утвари: иконостас резной вызолочен вышеупомянутая каменная церковь Божия сводом каменная, а сверх свода крыта лещением и жестью. Алтарь и трапеза сверх сводов покрыты для охранения от течи тесом. В этой же церкви Божией в трех ярусах 29 икон; в них оконницы слюдяные ветхие. В том числе 5 оконниц заперты ставнями и расписаны те ставни на подобии окончим краской».
Вероятно, к этому времени Смоленская церковь подвергалась некоторым переделкам, к которым, как полагают, мог приложить руку известный представитель раннего барокко, ученик Доменико Трезини, архитектор Михаил Григорьевич Земцов (1688 - 1743). Но исходя из того, что манера работы М. Г. Земцова совершенно не характерна для того стиля, в котором построена церковь в Сафарино, а также из того факта, что этото зодчий работал преимущественно в Петербурге и его пригородах, эта версия представляется нам сомнительной.
Вот для сравнения церковь св. Симеона и Анны в Петербурге, построенная М. Г. Земцовым в начвале 1730-х гг.:
Разве имеет она что-то общее с Смоленским храмом в Софрино? Очевидно же, что нет.
10.
11.
Последней владелицей села была графиня В. Н. Ягужинская (урожденная Салтыкова), которая увековечила своем имя тем, что за 28 лет до отмены крепостного права освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им все угодья.
После смерти В. Н. Ягужинской в 1848 году палаты постепенно обветшали, их за ненадобностью разобрали, а кирпич использовали на пристройку в 1862 году трапезной и шатровой колокольни.
12.
13.
14.
В 1882 - 1883 гг. первоначальный иконостас был заменен новым, но с сохранением старых икон и царских врат, перемещенных сюда из разобранной деревянной Успенской церкви.
В 1889 году храм внутри был расписан масляной живописью.
В 1902 - 1904 гг. объемная композиция храма приобрела существующий ныне вид.
15.
16.
В 1938 году храм был закрыт, здание использовалось под различные хозяйственные нужды, а затем, доведенное до аварийного состояния, оно стало бесхозным. Первая реставрация храма была преведена в 1970-е гг. В 1994 году по инициативе местной церковной общины храм вновь открылся, продолжилась его реставрация, продолжающаяся и сейчас.
По нашим впечатлениям, реставрация проводится довольно неплохо (хотя, разумеется, не обходится без косяков, например, в виде пластиковых окон).
Впрочем, смотрите сами:
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Когда мы добрались до храма от платформы «Ашукинская» (а от нее придется пройтись как минимум полчаса), то был уже полдень. Однако, на территории церкви не было никого, если не считать сторожа и двух его маленьких детей, играющих во дворе. Огромная благодарность этому человеку, который специально для нас открыл запертую церковь, чтобы мы смогли осмотреть ее интерьеры. Совершенно пустой храм, в котором никто не запрещал нам фотографировать, воспринимается как-то необычно.
Вот так сейчас выглядят интерьеры храма и его главный иконостас:
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
А это интерьер трапезной:
37.
38.
Очень интересная наружная фреска явно старинной работы (ну, не конца XVII века, конечно же, но на вторую половину XVIII столетия очень похоже):
39.
Ну и напоследок еще несколько общих видов:
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Благодарим за внимание.
Сергей и Светлана Воробьевы.