Нехристианские Фрески Рафаэля

Mar 06, 2019 18:45

    Посмотрите, уважаемые друзья, небольшую подборку фресок, принадлежащих кисти Рафаэля Санти, и выскажете своем мнение - что в них больше: христианской или все же языческой мифологии?

1. Ангелочки, конечно же, летают,
но ведь здесь явно изображен любвеобильный Юпитер (он же Зевс)
во время соблазнения одной из многочисленных жертв своей необузданной похоти.



Если вас интересует мое мнение, то вы сможете его узнать в конце поста, после просмотра фресок.



2. Ну а здесь ни кто иной, как Меркурий (Гермес).
Кстати, обратите внимание на эрогированный фаллос
над рукой языческого божества.



3. Ну это же совершенно точно не Дева Мария,
раз уж в колеснице, да и окружена вполне воинственными ангелочками -
один с мечом, другой с луком.



4. Тот же персонаж.
Вот только непонятно, то ли это Минерва (Афина),
то ли какая-либо еще из воинственных античных богинь.



5. Снова Меркурий-Гермес, причем, с обнаженными гениталиями.
Его спутница здесь еще выглядит относительно целомудренно.



6. Сюжет с Пандорой? Нет?
В любом случае, стеснительности становится меньше.



7. А здесь еще меньше.



Есть такая версия, основную идею которой я склонен разделять, что одной из главных причин западноевропейского Ренессанса, включающего определенное возвращение к античным ценностям, причем не только в искусстве, но и в мировосприятии (если угодно, в ментальности) самых широких народных масс, стал несостоявшийся, вопреки эсхатологическим ожиданиям практически всего христианского мира, Конец Света в 1492 году.

Отсюда всесто средневекового аскетизма - возврат к эпикурейству, вместо строгих архитектурных готических форм - намного менее суровая и более свободная ренессансная архитектура, вместо почти исключительно христианских (или ветхозаветных) сюжетов в живописи, проникнутых духом спасения души и страхом перед наказанием за грехи, - наполненное жизнелюбием и эротизмом изобразительное искусство, персонажами которого становятся боги античного пантеона, чье поведение ну просто никак не соответствует ни ветхозаветным заповедям, ни новозаветным проповедям.

Показательна при этом реакция католической церкви на такое изменение мировосприятия. Ведь не в "темные Средние века", а именно в эпоху Возрождения вовсю развернулась инквизиция с ее кострами "во имя спасения бессмертных душ еретиков".

Да и в России тоже весьма смутившая умы ересь жидовствующих получила наиболее широкое распространение именно к конце XV века (к ней склонялся одно время и сам Иван III). Уж не потому ли, что 1492 год так и не стал последним перед Вторым пришествием Христа? И, подобно западноевропейским инквизиторам, главный борец с еретиками новгородский архиепископ Геннадий, далеко не случайно стал призывать к сожжению жидовствующих, преданных анафеме на соборе 1497 года. И метания и зверства Ивана Грозного, в которых имеется явно религиозный подтекст, разве не имеют под собой причину искусить Бога? Ведь недаром он не только казнал, но и постоянно каялся, как бы не зная, осудит ли его Бог за его прегрешения, которыми он бросал ему своеобразный вызов (это как по Достоевскому: "Если Бога нет, то всё позволено?").

Но в России эсхатологические ожидания были сильны и в середине следующего - XVII века. Во-многом поэтому патриарх Никон начал строительство Нового Иерусалима, поэтому именно в 1666 году (дата ведь явно не случайная) он был лишен патриаршего сана, а по Руси запылали "гари" старообрядцев, воспринявших Никона как Антихриста.
    И именно в это время в России наступило то время, которое вполне можно назвать "русским предвозрожденим". Настоящее "русско-европейское Возрождение" у нас наступит только в XVIII веке (что делать, во многом наша страна от Западной Европы все же сильно отставала).

А что вы думаете по этому поводу?

Сергей Воробьев.

Ренессанс, вопрос, Рафаэль Санти, изобразительное искусство, история

Previous post Next post
Up