КАК В МОСКВЕ ПОЯВИЛСЯ ЭКСТРАВАГАНТНЫЙ НЕБОСКРЁБ-СОРОКОНОЖКА, И ЧТО О НЁМ ДУМАЛИ НОВОСЁЛЫ
Можно пошутить, что жилые дома «на ножках» появились на Руси еще в эпоху бабы-Яги. Ну а если серьезно, то подобные здания впервые обрели популярность в 20-30-х годах прошлого века. Один из самых интересных таких архитектурных проектов - московская многоэтажка на Беговой улице. В народе этот дом прозвали «Дом-сороконожка». Впрочем, как его только ни называют…
Почему вдруг в обычном большом городе стали появляться здания на высоких массивных опорах? Неужели это всего лишь странные причуды архитекторов?
Одной из причин появления этих жилых построек называют непопулярность первого этажа у потенциальных жильцов - как известно, по многим параметрам, он неудобен. Возможно, это могли быть первые, экспериментальные ласточки так и не реализованной идеи по массовому строительству подобных домов. Второй причиной, конечно же, была потребность в творческой свободе и желание придать зданию образ чего-то летящего, что хорошо отражало эпоху перемен молодой советской страны и настроение строителей светлого будущего.
В Европе дома «на ножках» проектировал великий архитектор Ле Корбюзье, а в СССР - молодые зодчие-конструктивисты. К примеру, в Москве идея архитекторов Гинзбурга и Милиниса при участии инженера Прохорова воплотилась в виде дома Наркомфина на Новинском бульваре, да и позже, в эпоху послевоенных панельных домов, было построено еще несколько интересных зданий «на ножках».
Работая над проектом, отечественный архитектор вдохновлялся творчеством Ле Корбюзье.
Жилая многоэтажка, построенная во Франции по проекту Корбюзье после Второй Мировой войны,
включает 337 квартир 23 различных типов.
Однако проект архитектора Андрея Меерсона, воплотившийся в жизнь в 1978 году на Беговой улице, превзошел своих советских предшественников по всем параметрам. Здание очень необычно, монументально и, по тем временам, современно.
Дом Наркомфина (на фото) не шел ни в какое сравнение с экстравагантным сороконогим собратом.
Опор у этого интересного здания сорок, так что его самое распространенное прозвище - «Дом-сороконожка» - вполне оправдано. Также этот дом в разное время называли «Дом-осьминог» и «Избушка на курьих ножках».
Дом авиаторов. Апрель-2016.
Изначально в чудо-здание планировалось заселить гостей «Олимпиады-80» и тем самым поразить их грандиозностью советской и московской архитектурной мысли. Возможно, поэтому здание выстроено качественно, потолки в нем высокие (2,8 м), все помещения спроектированы рационально. Однако в итоге большинство квартир нового жилого дома выделили работникам авиационного завода, из-за чего «сороконожку» москвичи сразу окрестили еще и «Домом авиаторов». Кстати, большинство новоселов нашли планировку квартир очень удобной.
Возведение «ножек».
Работая над созданием проекта, Меерсон решил поднять здание не на один-два этажа, а сразу на четыре, благодаря чему дом внешне получился гармоничным и пропорциональным. В здании 13 этажей (а изначально предполагалось даже больше) и при коротких «ногах» получился бы совсем не тот эффект.
Есть еще две версии создания столь высоких опор дома. Согласно одной, поскольку первоначально многоэтажку планировали ставить в районе Водного стадиона возле Химкинского водохранилища, под длинным зданием необходимо было оставить пространство для свободного прохода людей к водоему. Согласно второй версии, длинные «ножки» появились в проекте именно в связи с тем, что здание было решено все-таки строить на Беговой, недалеко от оживленной Ленинградки, и установление его на опоры позволило свободно проходить воздушным потокам, препятствуя скоплению выхлопных газов у нижних этажей.
Необычайно высокие опоры способствуют хорошей циркуляции воздуха.
Не менее интересно и то, что «ножки» дома имеют четкие углы-грани и кверху расширяются, что создает обманчивое ощущение их хрупкости. На самом же деле здание необычайно устойчиво.
«Ножки» дома отлиты из железобетона, само здание также монолитное, а внешний вид у него просто потрясающий: кому-то он кажется странным или даже некрасивым, тогда как другие архитектурные критики считают проект невероятно интересным и даже эстетически привлекательным.
Трехсекционный фасад, «швы», имитация кладки из камня… Такой грубоватый, как бы неотесанный стиль архитекторы называют «брутализмом». И это очень оригинально, учитывая первоначальную идею воздушности и «полетности» многоэтажки.
Добавляют оригинальности три башни (внутри каждой расположена лестничная клетка подъезда) с узенькими окошками, чем-то напоминающие средневековые башни какого-то военного укрепления или даже замка.
Как известно, в конце 1970-х внешнеполитическая обстановка была напряженной, и, возможно, в преддверии Олимпиады советский архитектор хотел намекнуть предполагаемым зарубежным гостям на боевую мощь и неприступность великой державы? Впрочем, это лишь одна из версий.
Источник: ©
kulturologia.ru