БАРСЕЛОНА И РЯДОМ С НЕЙ (ЗАМЕТКИ О КАТАЛОНИИ)

Feb 10, 2019 15:38

  БАРСЕЛОНА И РЯДОМ С НЕЙ (ЗАМЕТКИ О КАТАЛОНИИ)
  (что обязательно нужно знать и  увидеть, если вы приехали в столицу Каталонии - Барселону)

ЧАСТЬ 1. МОДЕРНИСТСКАЯ БАРСЕЛОНА

Это продолжение.
  Начало (введение) можно прочитать здесь: https://sergeyurich.livejournal.com/1540388.html

Эта 15-метровая рожица - "Cara de Barcelona" была создана американским поп-арт художником Роем Лихтенштейном в 1991-1992 гг. При реконструкции Барселонеты к Барселонский олимпиаде 1992 года.
    Барселонцам она нравится, да и мне тоже пришлась по вкусу!



Конечно же, Барселона - это, прежде всего, изумительная архитектура гениального на грани безумия зодчего Антони Гауди. Именно его творчество наложило неизгладимый отпечаток на архитектурный облик города, создав особый, неповторимый образ Барселоны.

Фонарь на площади Пласа Рейаль в Барселоне:



Этот фонарь - первая работа Гауди в Барселоне. По поручению мэрии города 26-летний архитектор разработал дизайн освещения Королевской площади. Проект (1878 год) был одобрен, и несмотря на постоянные реконструкции Пласа Рейаль, фонари Гауди - неизменная и очень важная деталь этого культового места в Готическом квартале Барселоны.   Здесь и один из символов Барселоны - Каса Бальо, и знаменитая Ла Педрера с ее террасой, на которой дымоходы и вентиляционные сооружения напоминают кому-то фантастические грибы, кому-то средневековых воинов, а кому-то персонажей из «Звездных войн».



Здесь и великолепный парк Гуэля, в котором Гауди воплотил свою идею слияния природы и архитектуры, и, конечно же, самый известный долгострой последних времен - Саграда Фамилия.

Каса Бальо:







Ла Педрера.

"Casa Mila" (Дом Мила) на бульваре Грасиа - настоящий шедевр архитектурного гения Антони Гауди. Он более известен под названием "La Pedrera", что с каталонского можно перевести как "Пещера" или "Каменоломня".
Ла Педрера была построена Гауди в 1906 - 1910 гг. Это последнее сооружение Гауди для людей, в дальнейшем архитектор целиком и полностью посвятил себя работе над Саграда Фамилией.
    Ла Педрера изначально строилась как жилой дом. Таковым она отчасти является и сейчас.
    Первый этаж - выставочное пространство. На втором этаже (бельэтаже) распологается банк "Caixa Catalunia", на средства которого значительная часть дома была превращена в музей. Этажи с третьего по пятый до сих пор заняты жилыми квартирами. Квартира на шестом этаже - музей быта каталонских обывателей, представителей средних кругов буржуазии. В ней сохранена обстановка начала ХХ века. Очень любопытно! Мансарда - музей "Пространство Гауди".
    И, наконец, терраса крыши! Это просто фантастика!!!







Из истории создания Ла Педреры.
    Увидев дом, построенный Гауди для фабриканта Бальо, весьма состоятельные молодые супруги Пере и Росер Мила (отец Пере был крупным текстильным фабрикантом и компаньоном Бальо) пришли в восторг и заказали модному архитектору дом для себя в самом престижном районе Барселоны.
    Гауди принял их заказ. И здесь в полном объеме развернулась его фантазия. Например, в первоначальном проекте он планировал разместить на крыше гигантскую скульптурную группу Мадонны с Младенцем, для которой все здание служило бы своего рода монументальным пьедесталом. Однако идея не понравилась заказчикам и была отвергнута.
    Кто знает, как выглядел бы шедевр Гауди, если бы его фантазии никто не ограничивал...



Ла Педрера еще в 1969 году (то есть при диктатуре Франко, ненавидевшем все каталонское) была провозглашена Историко-художественным памятником национального значения. А в 1984 году ЮНЕСКО признала этот шедевр Антони Гауди Всемирным Наследием Человечества.

Ла Педрера на самом деле объединяет в себе два здания, каждое из которых организовано вокруг криволинейного внутреннего двора и имеет отдельный вход: подъезд одного из них выходит на бульвар Грасиа, а второй - на улицу Провенса.
    На этой фотографии: слева - фасад дома по бульвару Грасиа, справа - по улице Провенса:



Обратите внимание на дизайн перил (они не повторяются ни в одном из балконов):



Для оформления балконов Гауди обратился к одному из самых талантливых своих учеников - Жузепу-Мария Жужолу, который создал настоящее филигранное кружево из кованного железа.



Как всегда, в зданиях Гауди - ни одной прямой линии. Кстати, в квартирах Ла Педреры тоже нет прямых углов.
Текучесть форм свойственна модернизму вообще, но у Гауди это доведено до абсолюта. Может быть, в детстве маленький Антони часто стоял в углу в качестве наказания, после чего поклялся себе стать архитектором и строить дома исключительно без углов? )))

Пораженные новаторской архитектурой Гауди барселонцы, никогда и нигде не видевшие ничего подобного, пытались по разному интерпретировать Дом Мила: как гору, с покрытой облаками вершиной; или как море, вспученное волнами.
    Но в чем нет никакого сомнения - это в том, что Гауди снова подчерпнул свое вдохновение в природе. Более того, здесь проявилось твердое намерение гениального архитектора натурализовать архитектуру, то есть вписать природу в окружающую городскую застройку (при строительстве Парка Гуэль архитектор действовал наоборот - он вводил архитектуру в естественный ландшафт).

Нет никаких сомнений в том, что когда Жузеп-Мария Субиракс оформлял фасад Страстей Господних Храма Святого Семейства, он, будучи сам весьма своеобразным скульптором, взял за образец своих рыцарей (см. скульптурную композицию "Снятие с Креста" на фасаде Страстей Саграда Фамилии) облик наверший этих дымоходов Ла Педреры работы Гауди.







Иногда кажется, что ты находишься в заколдованном лесу, где растут вот такие волшебные грибы.
Вряд ли в Каталонии растут наши строчки и сморчки, но у Гауди эти воздухоотводы получились на них весьма похожими.



Не знаю, насколько можно верить этой информации, но каталонцы уверяют, что кусочки стекла, использованные Гауди для оформления этих труб, - это осколки бутылок шампанского (кавы), распитых при торжественном открытии Дома Мила.
    Может быть, это и не так, но мне нравится эта версия!

В результате, в самом центре Барселоны можно любоваться Ла Педрерой - гениальным творением "певца Природы", построенным из железобетона, стали и стекла!!!

Парк Гуэля.

Богатейший барселонский промышленник, "текстильный король" Каталонии граф Эусебио Гуэль познакомился с Антони Гауди в 1882 г. Это случайное знакомство переросло в тесную дружбу, которую архитектор и капиталист пронесли через всю жизнь.
    Гуэль всегда поддерживал начинания Гауди, обеспечивал его заказами, спонсировал проекты архитектора.
Вернувшись в 1900 г. из Англии, граф Гуэль задумал построить в Барселоне "город-сад" в модном тогда английском стиле. Для этого он купил на окраине города огромный участок земли и, разумеется, поручил работу над проектом своему другу Гауди.







Некоторые пешеходные дорожки в Парке Гуэль проложены под сводами своеобразных гротов-колоннад, выложенных местным камнем в причудливые формы.
    Наклон колонн и подпорных стен, служащих для компенсации давления почвы, одновременно создает зачаровывающую игру перспективы. Возникает полное ощущение искривленности пространства!
    Мало того, что пространство искривлено, оно еще и завихрено спиралеобразным оформлением колонн.
Честно говоря, после посещения Парка Гуэль возникает стойкое впечатление, что всякому гению, каковым, несомненно, являлся Гауди, свойственна значительная доля сумасшествия!
    У меня, например, после посещения шедевров этого архитектора (что Парка Гуэль, что Саграда Фамилии или Ла Педреры) "крышу" сносило капитального! )))



На этой фотографии искривленное пространство искривило Свету с Машей:



В Парке Гуэль около 2000 спроектированных Гауди пешеходных дорожек. Гуляя по ним, не устаешь удивляться, насколько продуманно великий зодчий вписал архитектуру в естественный ландшафт!
    Прогулочные аллеи, спроектированные Гауди под сводами, выглядещими так, будто они сделаны ребенком из мокрого морского песка на пляже, напоминают явления окружающей природы, например, как на этих фотографиях - стволы пальм, растущих над ними.







Саграда Фамилия (скульптуры Гауди и Субиракса на разных фасадах храма).



"TEMPLE EXPIATORI de La SAGRADA FAMILIA" - таково полное название одного из самых знаменитых соборов христианского мира ("Искупительный Храм Святого Семейства").







Этому великому творению Антони Гауди посвятил больше 40 лет своей жизни, из них последние двенадцать (с 1914 по 1926 гг.) - целиком и полностью, отвергая любые другие заказы и предложения. В конце жизни он даже поселился в своей мастерской прямо на стройке. И погиб великий архитектор под колесами первого барселонского трамвая в первый день его работы: как всегда погружённый в мысли о продолжении строительства Храма, Гауди трамвай просто не заметил.

Верхушки колоколен фасада Рождества:



Однажды у Гауди спросили: "Кому нужна настолько кропотливая работа над крестами колоколен? Ведь они так высоко, что их красоту все-равно никто не увидит!"
    На этот вопрос Гауди ответил так: "Ими будут любоваться ангелы!"

Фасад Стастей Господних с четырьмя колокольнями, который был построен в период 1954-1976 гг., то есть спустя 40 лет после смерти Гауди, оформлен в 80-е годы ХХ века скульптором Жузепом-Мария Субираксом.
    В отличие от Гауди, Субиракс - атеист, что не нисколько не мешает ему творить глубоко религиозные по форме и содержанию скульптурные произведения искусства (кроме оформления Храма, см., например, скульптуру Святого Георгия в монастыре Монсеррат).
    Ну и что, я вот тоже агностик (хотя, искренне считаю себя принадлежащим к христианской православной культуре), это же не мешает мне восхищаться религиозным творчеством (причем не только христианским, но и мусульманским или даже языческим). Главное - уважать чужое мнение и чужую веру!!!

На этой фотографии - "Распятие Христа".
    Обратите внимание на фигуры рыцарей ниже Распятия. Все-таки Субиракс верен традициям Гауди.





Но все-таки, Барселона - это не только Гауди, хотя некоторые, как мне кажется, ошибочно, считают, что если убрать из этого города все, что было в нем построено великим каталонским архитектором, в Барселоне вообще посмотреть нечего.

Это не так, поскольку здания, принадлежащие таким архитекторам-модернистам как Пуч-и-Кадафальк и Доменек-и-Монтанер на одной из самых интересных улиц Барселоны - Пассейд де Грасия, в квартале, не случайно называющимся «кварталом раздоров», или «кварталом несогласия» - Illa de la Discordia (каждый из архитекторов стремился доказать, что именно его архитектурный подход наиболее интересен). Из этого «раздора» получился великолепнейший архитектурный ансамбль различных пониманий модерна, который невозможно увидеть ни в одном другом городе кроме Барселоны.

Дом Льео Морера (Доменек-и-Монтанер, 1902 - 1906 гг.):



Дом Аматльер (Пуч-и-Кадафальк, 1898 - 1900 гг.):



Дом со шпилями ("Casa de Les Punxes") на перекрестке Диагонали и улицы Россельо (Пуч-и-Кадафальк, 1903 - 1905 гг.):



Модернизм в Барселоне повсюду:

.


Ещё в Барселоне нужно обязательно посетить Готический квартал (Барри готик), прогуляться по всегда переполненным туристическими толпами бульварам Рамблас (и зайти на старинный рынок Бокерия), подняться на Монжуик и Тибидабо.

Но об этом я расскажу в следующих частях.



Так что, продолжение следует…



Все фотографии авторские (2012 г.).
  Сергей Воробьев.

Барселона, Каталония, архитектура, Гауди, ЗАМЕТКИ О КАТАЛОНИИ, Испания

Previous post Next post
Up