ПРО ТРАМВАЙ
Нет, я ничего не имею против такого замечательного вида городского транспорта как метро, тем более, без разветвленной сети метрополитена современный мегаполис обойтись просто не может. И меня очень радуют нынешние темпы строительства метро в Москве, когда ежегодно открываются сразу несколько новых станций.
Если не ошибаюсь, только за 2018 г. их было открыто для эксплуатации более 10 (и это не считая Некрасовской линии, сроки открытия которой в очередной раз сдвинулись с декабря 2018 на апрель 2019 года). В этом смысле можно понять жителей второй столицы - СПб, где за последние 20 лет было открыто всего 2 новых станции, в их зависти темпам развития московского метрополитена.
Конечно же, метро - это здорово и удобно, хотя бы потому, что ему не присуща такая проблема всех мегаполисов, как пробки. К тому же, как замечательно отметил в своей «Московской песне» русский шансонье Сергей Трофимов (Трофим), оно является «всепогодным»: «Народ торопится, скользит, теряя варежки в грязи, ко входу в недра всепогодного метро…».
Но разве наличие метро делает ненужным такой вид городского транспорта как трамвай?
Ведь в нем есть масса преимуществ перед всеми другими видами транспорта: экологичность, возможность избежать пробок (для трамвая даже выделенные полосы не нужны), проложить рельсы для трамвая, в том числе и скоростного, проще и намного дешевле, чем строить туннели для метро.
Ну и, наконец, что немаловажно, трамвай - просто красивый вид транспорта в том смысле, что он украшает архитектурное пространство.
Совершенно понятно, что в Москве первой трети ХХ века трамваи не справлялись со все более возрастающим пассажиропотоком, и метро стало спасением от транспортного коллапса (это, кстати, замечательно показано в советском фильме «Добровольцы»).
Но при этом совершенно непонятно, почему, развивая метро, одновременно избавлялись от трамваев? И особенно активным процесс уничтожения этого вида транспорта стал в начале нынешнего века.
К счастью, в последнее время, по крайней мере, в Москве, спохватились и стали хоть где-то восстанавливать трамвайное сообщение, наряду с развитием метро и МЦК (МЦД - тоже, на мой взгляд, замечательная идея).
Но проблема остается.
Так, например, когда-то по Трифоновской улице (в Марьиной Роще), названной в честь старинного храма XVI века, тоже ходил трамвай.
Рельсы, правда, сохранились, так что, возможно (хотелось бы на это надеяться), и здесь когда-нибудь трамвайное сообщение будет восстановлено.
А вот в провинциальных русских городах трамваи почему-то продолжают исчезат
Так, например, в Рязани, городе с населением более полумиллиона человек, в котором, кстати, нет метро (да оно там и не нужно), трамвайные пути искоренили совершенно, вместо того, чтобы их развивать. Неужели старые автобусы и опасные для всех так называемые маршрутки лучше?
Даже в многомиллионных городах-мегаполисах трамвай имеет огромное значение, дополняя метро.
Вот, например, Стамбул, в котором трамваи, как современные, скоростные, следующие через весь исторический центр города, намного более популярны, чем метро.
Хотя и не слишком функциональный, курсирующий по Истикляль, исторический трамвай, тоже хорош (правда, прежде всего, как туристический аттракцион).
А вот Лиссабон, в котором метро тоже есть, но и трамваи продолжают выполнять свою роль, причем не только в качестве развлечения для туристов, но и в качестве полноценного городского транспорта.
А это Порту, где между трамваем и метро вообще невозможно провести границы, поскольку они объединены в одну сеть.
Это трамвай в Генте:
Метро в небольшом Генте нет, и трамвай замечательно справляется с перевозкой пассажиров (как я заметил, лучше, чем автобусы, которых в центральной части этого города, к счастью, почти нет).
В Дюссельдорфе тоже нет метро, зато есть трамваи:
Продолжать можно долго, но общий посыл, как мне кажется, ясен - трамвай - это хорошо!
Кстати, трамваи могут быть не только замечательным средством передвижения по городу и туристическим аттракционом, но и дополнительным средством выкачивания денег из туристических кошельков, если они являются одним из символов города.
Вот, например, в Стамбуле предприимчивые турки быстро сообразили, что можно получить неплохую прибыль от продажи туристам моделей знаменитых трамваев, курсирующих по улице Истикляль.
Скажете, что это исключительно восточный прием?
Но вот опровержение: в самой западной из всех западных стран Европы - в Португалии - во всех сувенирных магазинах можно видеть модели лиссабонских трамваев, которые туристами раскупаются как горячие пирожки или бельгийские вафли.
Поскольку я являюсь большим сторонником трамваев, я, прекрасно понимая, что переплачиваю, просто не мог не купить парочку таких моделей (стамбульского и лиссабонского трамваев).
Вот они:
Сергей Воробьев.