«БРОНЗОВАЯ РУСЬ СИЯЕТ СНОВА…» (второе открытие памятника "Тысячелетия России")

Jan 15, 2019 20:03

    В январе 1944 года после ожесточённых боёв Красной армией был освобождён древний Новгород. Город лежал в руинах, но в списке городских объектов, подлежащих первоочередному восстановлению решением Советской власти под номером один был указан именно памятник великого русского скульптора Микешина «Тысячелетие России». Советские строители и реставраторы совершили чудо. Всего за 9 месяцев невероятно сложная скульптурная композиция была полностью восстановлена.



Памятник «Тысячелетие России»… Он стоит в центре новгородского Кремля, как безмолвный колокол, навсегда вросший в эту древнюю землю. Другого такого памятника в мире нет - он рассказывает о тысячелетней истории громадного государства.



Когда в августе 41-го, после ожесточенных боев, немцы вошли в древний Новгород, огромный монумент удивил и позабавил оккупантов. Но уж очень хороша была работа! Немецкие солдаты с удовольствием фотографировались на фоне чужеродных кумиров. Монументальный символ российской истории, созданный в 1862 г. по проекту Михаила Микешина и царским указом установленный на Родине российской государственности, оккупанты намеревались переправить в Германию в качестве военного трофея.



Варварское разорение памятника началось зимой 43/44 гг. - обстановка на фронтах и чутье подсказывало захватчикам, что город скоро придется оставить. Орудуя автогеном и ломами, оккупанты сбросили наземь скульптуры памятника и разломали их на части. Для транспортировки тяжелой бронзы немцы проложили рельсы узкоколейки - от новгородского железнодорожного вокзала прямо к основанию памятника. Но оккупанты успели вывезти только решетку, ограждавшую памятник, и бронзовые фонари. Стремительное наступление в январе 1944 г. советских войск помешало немецкой аккуратности - в панике и спешке, под грохот артиллерийской канонады, немцы покинули город, оставив фигуры лежащими на земле...



Первое, что увидели 20 января 1944 года в новгородском Кремле солдаты-освободители - это искореженное, поруганное «Тысячелетие России» с наполовину снесенным шаром-державой. Сверженные наземь с 6-метровой высоты гигантские фигуры правителей России были разбросаны по площади и присыпаны снегом, словно убитые воины. Трехметровый крест, венчавший державу, срублен у основания и согнут в дугу; бронзовые крепления перерублены или вырваны из своих мест; шпаги, мечи, посохи, щиты и другие мелкие детали бесследно исчезли (исчезли даже буквы славянской вязи - 400 штук).



Одним из первых распоряжений Новгородского горисполкома были определены меры по охране фигур памятника, разбросанных в центральной части Кремля. Территория вокруг памятника была огорожена колючей проволокой, за которую никто не мог заходить без сопровождения директора новгородского музея Тамары Константиновой. Рядом выставили круглосуточный милицейский пост.

Смотреть на втоптанную в грязный снег «Россию в бронзе» было невозможно: для каждого новгородца вид поруганного памятника был сродни гражданскому, национальному унижению. Поэтому, не дожидаясь указаний из Москвы, монумент было решено восстановить немедленно. Такое могло произойти только здесь, в России, в Новгороде: уничтоженный город начали отстраивать не с жилья и коммуникаций, а с памятника.





В конце апреля 44-го года исполком Ленсовета (тогда Новгород еще входил в состав Ленинградской области) постановил воссоздать памятник «Тысячелетие России» в прежнем его виде в самый короткий срок, в числе первых объектов разоренного Новгорода. Задача восстановления громадного монумента была возложена на Ленинградский областной отдел архитектуры, которым были проведены все работы по реставрации поврежденных фигур, а также и по установке их на свои места. Руководили работами старший архитектор В.Ф. Захаров, прораб инженер А.С. Давыдкин и художник-реставратор металла Николай Александрович Чернышев, которого специально пригласили возглавить, как художественного руководителя, все работы по восстановлению памятника. Недостающие детали монумента, крепежные болты изготовили на ленинградских литейных заводах.

Восстанавливали Памятник, как пишет новгородский историк В.Г. Смирнов, «восемь голодных и холодных работяг, которые взяли личное обязательство закончить работу к 27-й годовщине Октябрьской революции. В лютую стужу, под порывами ветра, под удаляющийся гром канонады эти восемь приступили к делу, казавшемуся нереальным... Предстояло поднять на 10-метровую высоту фигуры огромной тяжести, более 2,5 тонн каждая. Поскольку крана не было, они вкруговую обнесли памятник лесами, положили наклонный настил из досок, а на него рельсы от немецкой узкоколейки. На рельсы поставили вагонетку, наверху закрепили треногу и обычную лебедку. Укладывали статую на вагонетку и медленно, по сантиметру, тащили по настилу к своему законному месту». Под конец на установленных фигурах памятника зачеканивали и зачищали швы. Бронзу покрыли черным лаком. Чтобы не терять ни одной рабочей минуты, бухгалтер музея О.С. Серова получала на всех продовольственные карточки, а также выдавала зарплату, приходя с ведомостями и деньгами прямо к памятнику.



1 ноября 1944 года газета «Новгородская правда» известила жителей города об окончании восстановления монумента. Руководители реставрации отчитались по объему выполненных работ (всего на памятник было возращено 350 разных его частей и деталей, вес которых составил 80 тонн) и сердечно поблагодарили особенно отличившихся рабочих - бригадира слесарей-монтажников Зеленкова, слесаря Горшенина, плотника Титова и мостовщика Федорова.

Торжественное открытие восстановленного памятника было назначено на 2 ноября 1944 года. Как в Новгороде ждали, как готовились к этому событию! Для праздничного салюта командованием дислоцирующейся в г. Новгороде воинской части было предоставлено 150 снарядов. 5 тысяч метров красного кумача для флагов и транспарантов по распоряжению Правительства было выделено из государственных спецфондов.



И вот 2 ноября 1944 года, на площади в центре новгородского Кремля, состоялось скромное, но достойное торжество. В фильмотеке Новгородского музея хранится редкостная кинолента: в маленький кадр вместилось все население Новгорода, собравшееся на торжественный митинг в украшенном флагами и транспарантами Кремле: работавшие на разборе завалов; инвалиды, вернувшиеся с фронта; немногочисленные «кремлевские» жители - женщины, дети… Худые, в стоптанных валенках и солдатских ботинках, шинелях не по росту - но лица озарены радостными улыбками. Одному из очевидцев этого события особенно запомнились вездесущие новгородские мальчишки, восторженно кричавшие: «Памятник - наш!»…

«Мама взяла меня на открытие памятника. Мне было 7 лет, - вспоминает новгородка Альвина Михеева, старейший музейный работник. - Мама плакала, очевидно, от радости, плакали и другие. А многие очень радовались и говорили речи. Я запомнила, что было очень холодно, я была закутана в теплый платок». Вечер был действительно очень холодный, осенний. Быстро темнело. Электричества в городе еще не было. Памятник пришлось осветить прожекторами автомобильных фар.

Председатель горисполкома, так любимый новгородцами Михаил Васильевич Юдин рассказал о первых успехах города: «Уже работают три школы, больница, построена сотня деревянных домов, работают железнодорожный и водный транспорт, находятся в стадии пуска водопровод и баня… Пусть восстановленный памятник воодушевляет фронтовиков на новые боевые успехи, а нас на трудовые подвиги в деле восстановления Новгорода!».



Еще шла война и лежали в развалинах новгородские дома, но микешинский шедевр - горделивый символ национального самосознания и единения - уже возвышался в центре Кремля еще и как символ освобожденного Новгорода и грядущей скорой Победы.

Источник: Зеркало истории

СССР, скульптура, Новгород, память, Великая Отечественная война, Россия, история

Previous post Next post
Up