Кафедральный собор Чефалу (итал. Duomo di Cefalu) - главная римско-католическая церковь города, построенная в первой половине 12 века в норманнском стиле. Согласно легенде, обет о возведении этой церкви дал сам король Роджер II, который счастливо спасся во время морской бури, причалив к берегам Чефалу.
Похожее на крепость величественное здание словно нависает над средневековым городом, отражая уязвимость этого места перед лицом природных стихий. За свою долгую историю церковь претерпела ряд значительных изменений, и от ее первоначального облика мало что сохранилось.
Собор был построен на месте древнего поселения, что подтверждают находки римской дороги и раннехристианских мозаик (6 век). Возведение началось в 1131 году, а мозаики апсиды датированы 1145 годом, тогда же здесь были помещены саркофаги для Роджера II и его супруги. С 1172 по 1215 годы церковь находилась в заброшенном состоянии, а королевские саркофаги были перемещены в Кафедральный собор Палермо. Затем строительные работы возобновились - фасад был завершен в 1240 году, а в 1267 году новую церковь освятил архиепископ Альбано. Наконец, в 1472 году по проекту архитектора Амброджио да Комо между двумя башнями фасада был пристроен портик.
Перед собором раскинулось открытое пространство - так называемое «турниали», когда-то бывшее кладбищем. По преданию, оно было создано из земли, привезенной из Иерусалима, поскольку та имеет отличительное свойство - быструю мумификацию тел.
Знаменитый фасад примечателен двумя норманнскими башнями со сводчатыми окнами, каждую из которых венчает небольшой шпиль. Портик 15-го века состоит из трех арок, внешние имеют заостренную форму и поддерживаются четырьмя колоннами. Здесь же находится Порта Регум - изысканно декорированная мраморная Королевская дверь с фресками.
Внутри собор имеет форму латинского креста - центральный неф и два боковых придела, разделенных галереей из античных колонн: 14 сделаны из розового гранита, а две - из зеленого римского мрамора. За средокрестием можно увидеть весьма необычное сочетание стилей - романского с его массивными простыми формами и заостренных арок, которые являются предшественниками готического стиля.
Вероятно, предполагалось, что весь интерьер собора будет украшен мозаиками, но они были выполнены только в пресвитерии. Для этих целей Роджер II пригласил сюда мастеров из Константинополя, которые адаптировали типично византийское декоративное искусство для норманнского строения. Среди мозаик особенно выделяются изображения Христа Пантократора и Девы Марии - они считаются самыми лучшими византийскими мозаиками во всей Италии. Также стоит обратить внимание на несколько надгробных памятников, в том числе античные саркофаги, средневековую гробницу и склеп епископа Кастелли 18 века. Купель, вырезанная в 12 веке из цельного камня, украшена четырьмя маленькими скульптурами львов. Здесь же можно увидеть холст с изображением Мадонны работы Антонелло Гаджини и расписное деревянное распятие Гульельмо да Пезаро.
Клуатр собора состоит из остроконечных арок, каждая из которых опирается на тонкие парные колонны. Последние имеют ярко выраженные черты византийской архитектуры - они украшены изображениями львов и орлов, которые смотрят друг на друга.
Источник:
#Италия@medieval_architecture