Собор Богоматери в Амьене

Nov 27, 2018 11:29

    Собор Богоматери в Амьене можно назвать одним из наиболее известных образцов готического стиля во французской архитектуре - наравне с Реймсским и Шартрским соборами. Он также является самым крупным кафедральным собором Франции.



До возведения этого собора на его месте последовательно находилось несколько церквей, каждая из которых была в свое время разрушена пожаром. Из них наиболее примечательна последняя - романская церковь начала 12 века, в которой с момента окончания Четвертого Крестового похода хранились мощи Иоанна Крестителя, привезенные из Константинополя в качестве трофея. В 1218 году церковь была разрушена ударом молнии. Жители Амьена сочли это дурным знаком и, для того, чтобы укрепить веру павших духом горожан, епископу пришлось организовать поиски среди развалин сгоревшего храма, в ходе которых была чудесным образом найдена туника Богоматери. Объявив, что этим Богоматерь указывает на то, что городу нужен новый, больший по размер кафедральный собор, епископ Эврар де Фуйуа развернул масштабное строительство и поручил сооружение храма архитектору Роберу из Люзарша. Амьен переживал в 13 веке период процветания, строительство шло быстро: за восемнадцать лет был построен неф, апсида была окружена венцом капелл, вдоль которых был сооружен проход для паломников, был заложен фундамент трансепта. Потом строительство несколько замедлилось, и хор был закончен только в 1269 году. После смерти Робера из Люзарша строительство продолжил Тома де Кормон. Завершение основных строительных работ датируется 1288 годом, главным архитектором здания был в то время Рено де Кормон.



Амьенский кафедральный собор имеет так называемый гармонический фасад: его западный фасад состоит из трех ярусов (яруса порталов, яруса галереи и яруса окна-розы), имеет три перспективных портала и две башни. Это план фасада, ставший классическим для французской готической архитектуры. Фасады богато украшены барельефами, подробно изображающими основные сцены церковной истории: за искусно выполненные барельефы собор называют иногда «амьенской Библией».







Центральный портал (портал Страшного Суда; Portail du Jugement dernier) представляет сцены Судного Дня. В нижнем регистре украшенной рельефами ниши портала изображены мертвые, восстающие из могил по звуку горна, и архангел Михаил с весами. Средний регистр показывает грешников, подталкиваемых демонами к пасти Левиафана; Наконец, в верхнем регистре Иисус Христос, окруженный ангелами и коленопреклоненными Богородицей и святым Иоанном, благословляет праведные души. Несмотря на тему Страшного Суда, вся композиция не создает устрашающего впечатления: наоборот, в ней превозносятся милосердие и доброта Господа. В центре портала между двумя створками врат находится одна из самых примечательных скульптур собора - статуя Благого Господа, изображающая Иисуса Христа в благословляющем жесте.
    Левый малый портал посвящен святому Фирмину, первому епископу Амьена (Portail Saint-Firmin). В тимпане этого портала изображена сцена обнаружения тела святого после принятия мученической смерти.





Барельефы и скульптуры правого портала - портала Богородицы (Portail de la Mère-Dieu) - изображают основные сцены из жизни Девы Марии: Благовещение, Введение во храм, Успение, Коронация; также изображены отдельные сцены из Библии. В центре портала находится статуя Богородицы, попирающей Зло, изображенное в виде фантастического животного с человеческой головой.

Источник: БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ИСКУССТВЕ

архитектура, готика, Амьен, Франция

Previous post Next post
Up