Базилика Сакре-Кёр (Basilique du Sacré-Cœur) - католический храм в Париже, построенный в 1875 -1914 гг. по проекту архитектора Поля Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города.
В 1871 году католический мир пережил серию печальных событий: поражение Франции в войне с Пруссией, многомесячная осада Парижа, “кровавая неделя” Парижской коммуны, пленение французского императора прусскими войсками и пленение папы римского Пия IX в результате аннексии Ватикана.
По призыву Церкви в стране была объявлен сбор средств для строительства гигантской базилики “во искупление грехов”. Местом для строительства был выбран Монмартр, где как раз и началась братоубийственная война между коммунарами и версальцами. На конкурсе победил проект архитектора Поля Абади, предложившего построить базилику, в которой причудливо сочетаются элементы византийской, романской, готической и ренессансной архитектуры, что должно было символизировать взаимную терпимость и согласие.
Предложение о сооружении нового храма в память о жертвах франко-прусской войны, сделанное в 1871 г., подверглось сильной критике, но получило поддержку депутатов, давших согласие в 1873 г. Средства на строительство собирались по общественной подписке. При закладке первого камня (16 июня 1875 года) в грунт холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кёр. Работы вскоре были прерваны для того, чтобы укрепить почву холма, изрытого старинными каменоломнями. Строительство закончилось лишь в 1914 г.
Сторонники Республики возражали против сооружения в столице храма в псевдовизантийском стиле, чуждого и традиционному облику Парижа, и идеалам Великой французской революции. В парламенте резко критиковал проект Жорж Клемансо, а знаменитый писатель Эмиль Золя громогласно возмущался этой “всеподавляющей каменной массой, доминирующей над городом, где началась наша Революция”.
Форма куполов повторяет силуэт базилики XII в. Сен-Фрон на юге Франции. Высота основного купола 83 м, высота колокольни около 100 м. Один из колоколов базилики - «Савоярд» ( - был отлит в Анси в 1891 году; он весит 19 т, с языком в 850 кг, и является самым большим колоколом Парижа. Внутри базилика украшена цветными витражами и монументальной мозаикой на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним», выполненной в 1912-1922 годах художником Люком-Оливье Мерсоном. С вершины Монмартра, куда ведёт широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км. Над портиком возвышаются две конные статуи - Людовика Святого и Жанны Д’Арк.
Долгое время базилика считалась символом “ярого клерикализма”, а парижане дали ей ехидное название - “национальный торт”.
Впрочем, жаркие споры вокруг архитектурных и идейных особенностей Сакре-Кёр давно прекратились: силуэт базилики вписался в парижский пейзаж и стал наиболее частым сюжетом, воспроизводимым на почтовых открытках и в рекламных проспектах (за ней идут Эйфелева башня и Триумфальная арка).
Источник:
#Франция@modern_era_architecture