Псковщина - край вдохновенный. Скольких удивительных, талантливых людей взрастила эта благословенная земля, и сколько принимала гостей в свои объятия, вдохновляя и удивляя их сердца, воображение, разум: музыканты, поэты, писатели, архитекторы, художники… Имен и творений не счесть.
Константин Иванович Горбатов (1876-1945).
Русский художник, странник и путешественник - по натуре, мастер городского, архитектурного пейзажа - по таланту. Его жизнь насыщена контрастами, как и его живопись: родился в Ставрополе Самарской губернии, затем были разные города и страны - Новгород, Ростов, Волга… Италия, Германия… Но, несмотря на судьбу странника, К. И. Горбатов всегда оставался русским художником, определяя для себя искусство как праздник.
Был в биографии Константина Горбатова и Псков, которому он посвятил свыше 30 работ и который безгранично любил. «Рыбный базар в Пскове» (1908), «Старый двор. Псков» (1909), «Первый снег в Пскове» (1914) - картины «псковского периода», где мы видим основные черты живописи художника - широкие мазки, яркие краски, светлую тональность, воссоздающие псковскую землю яркой, радостной и обаятельной.
На реке Великой. Псков. 1914.
«Осень в Пскове» 1930-е.
Псков. Причалы. 1919.
Вид Пскова. Закат. 1919.
Псков. Жизнь на реке Пскова.
Ранняя весна. Псков. 1922.
Псков. 1930-е.
Псков предстает на картинах художника солнечным, радостным, народным, истинно православным городом, где храмы, купола, колокольни становятся главным звеном каждого полотна. В этом отношении художник очень точно уловил суть и атмосферу Пскова - города церквей, храмов, соборов.
Взгляните на одну из самых известных картин художника «Старый Псков» (1913), где изображен центр города - Кремль или Кром, расположенный у слияния рек Великой и Псковы. Здесь избирались посадники, призывались князья, сюда спешили псковичи по зову вечевого колокола. В центре Крома расположен Свято-Троицкий кафедральный собор - древнейший храм в Пскове.
Старый Псков. 1913.
«На картине Константина Горбатова величественная архитектура псковского Крома возвышается как средневековая декорация. Сиреневые стены Троицкого и Благовещенского соборов тают на фоне облачного неба, окрашенного зашедшим зимним солнцем в палевые тона. С высот своих куполов взирают они на жизнь псковичан, которая разворачивается у их подножия....Горбатов изображает древний город в органичной связи с его людьми. Образ старого русского города, где жизнь кипит у подножия древних стен, - эта тема была особенно близка и дорога мастеру.»
(Колобухова И. А.)
Источник:
pskoviana.ru