«Господа, перед нами либо гений, либо сумасшедший», - так председатель аттестационной комиссии барселонской Провинциальной школы архитектуры подытожил выступление соискателя диплома архитектора.
«Похоже, теперь я архитектор» - ответил Гауди.
«Люди делятся на две категории: первые говорят, вторые - действуют. Я лишен дара красиво выражать себя словами. Я не способен объяснить кому-либо свое художественное видение и свои взгляды на искусство. Я даже не формулирую их. У меня никогда не было времени размышлять над ними. Все свое время я посвящал работе».
«Архитектура создает новые организмы, и следовательно, в ней действует закон, созвучный законам природы; архитекторы не осознающие действия этого закона, создают глупости, а не произведения искусства».
«Хотите знать, что послужило образцом для многих моих творений? Дерево, стоящее прямо, вздымающее кверху свои ветви с расположенными на них ветками поменьше… И каждый из этих элементов выглядит гармонично и величественно с тех времен, как их создал Великий Творец».
«Лучшая книга по архитектуре - это дерево, которое ты видишь из окна своего кабинета».
«Природа - не геометр, а ваятель».
Гауди был очень несговорчивым архитектором. Чтобы сохранить понравившуюся ему сосну, он мог полностью переработать проект лестницы. А когда одна из заказчиц усомнилась в том, поместится ли на спроектированном балконе рояль, Гауди ответил: «В таком случае будете играть на скрипке».
«Архитектуру душит косность. Стили - это ложь. Стиль есть единство принципа, который вдохновляет все творчество эпохи и является выражением ее духа и умонастроений».
«Имитация стилей непременно сопровождается поверхностной отделкой; у оригинального стиля добротная конструкция».
«Свет идеальной гармонии падает на тела под углом в 45 градусов - ни горизонтально, ни вертикально. Этот свет - свет срединный - дает наиболее совершенное восприятие тел, разворачивает перед взором максимум качеств предмета… Архитектура есть, таким образом, по преимуществу прерогатива Средиземноморья именно вследствие присущей Средиземноморью гармонии света. Северные народы не знают этой гармонии, они живут под скучным горизонтальным светом. Тропики же раздавлены светом вертикальным».
«Наука - это корзина, постоянно наполняемая вещами, с которыми никто не может управиться, пока не приходит искусство, не приделывает к корзине ручки и не извлекает оттуда именно то, что необходимо».
«Сотворение мира непрерывно продолжается через человека. Но человек не творец, он - первооткрыватель. Кто доискивался законов природы в поддержку своим новым произведениям, тот помогает Творцу. Кто копирует, тот не помогает Ему. Поэтому оригинальность заключается в возвращении к истокам».
«Оригинальность - это возвращение к истокам бытия; значит, оригинальное - это то, что новыми средствами прокладывает себе путь к простоте Первоначального Замысла…».
«Идеальное качество произведения искусства - это гармония, которая в визуальных и пластических искусствах возникает из света, дающего рельеф и украшающего».
«Всякое произведение искусства должно быть обольстительным. Здесь корень универсальности, оно привлекает в равной мере и знатока и простака. Если из-за намеренного оригинальничанья утрачивается обольстительность, то это уже не произведение искусства».
«Величайшее свойство произведения искусства - гармония, которая в пластических искусствах рождается из света. Свет создает рельеф и украшает. Архитектура - это упорядочение света».
Однажды епископ спросил Антонио Гауди, почему он так тщательно заботится об отделке шпилей собора Саграда Фамилия - ведь никто никогда не увидит их, так высоко они устремлены к небу.
«Но ведь их будут разглядывать ангелы», - ответил архитектор.
Гауди никого и никогда не хвалил. Однажды он заставил работников двадцать раз переделывать лестницу. Когда обессиленные рабочие наконец обратились к нему: «Сеньор Гауди, мы сделали все, как Вы хотели», - по лицу архитектора все поняли, что ему явно понравилось. Он же, взглянув на довольные лица, вдруг буркнул: «Сломайте всё!». Был лишь один случай, когда одному каменщику он сказал: «Хосе, ты хороший работник». И этот Хосе заплакал…
Июньским вечером 1926 года на одном из перекрестков только что пущенный в Барселоне трамвай сбил пожилого пешехода. Одетого в лохмотья старика доставили в больницу для бедных. Документы бродяга при себе не имел. В его карманах нашли лишь горсть орехов и Евангелие. Хорошо, что в тот момент в нищенском приюте оказалась женщина, которая смогла опознать человека, попавшего под первый барселонский трамвай. Им оказался не кто иной, как гениальный зодчий, имя которого не сходило с уст ценителей искусства по всему миру, уважаемый гражданин Барселоны, своими руками сотворивший этот город, архитектурой которого теперь восхищаются миллионы, - Антонио Гауди.
Три дня спустя десятки тысяч людей выйдут на улицы Барселоны, чтобы влиться в грандиозную траурную процессию. «Каталония потеряла гения! - возвестят заголовки газет. - В Барселоне умер святой!».
Саграда Фамилия - собор Святого Семейства, называемый также храмом Искупления - главное творение Гауди, до сих пор остается незаконченным.
Храм начали строить без участия Гауди, без него и когда-нибудь закончат. Гауди. Видимо, это осознавал.
Рассказывают, что на упреки в медлительности архитектор отвечал так: «Мой Заказчик не торопится».
В 1998 году архиепископ Барселоны начал процедуру причисления Антонио Гауди к лику святых.
Почему бы и нет?
Антонио Гауди - один из моих любимейших архитекторов, хотя я и не могу согласиться со всеми его высказываниями.
Гений Гауди или сумасшедший?
У меня на это есть совершенно однозначный ответ: Гауди - сумасшедший гений, благодаря чему его творчество и прекрасно, и неповторимо!
Надеюсь, что вам этот материал был интересен.
Все фотографии сделаны автором поста в 2012 году.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.