Крепость Пгндзаанк была основана в X веке, как одна из оборонительных крепостей правителей Ташир-Дзорагетского(Лорийского) царства Кюрикидов. До XIV века был известен как Пгндзаанк (медный рудник).
Надпись на хачкаре сообщает о возведении в 1188 году Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, церкви Пресвятой Богородицы.
В начале XIII века атабек Иване Мхаргрдзели (Долгорукий) из рода Закарянов, влиятельное лицо при дворе армяно-грузинской царицы Тамары, перешедший из Армянской Апостольской церкви в Грузинскую Православнуюй церквь, передает монастырь халкидонитам и перестраивает армянский храм.
Киракос Гандзакеци, автор XIII века, сообщает: «Умер и Иванэ, брат Закарэ, и был похоронен в Пхиндзаанке, у входа в построенную им самим церковь; он отнял ее у армян и превратил в православный монастырь».
В XIII веке владельцами монастыря были Закаряны, Пгндзаанк стал крупнейшим халкидонитским(православным) монастырем и культурным центром Северной Армении, но административно являлся центром епархии Грузинской Православной Церкви.
В середине XIII века в монастыре работал Симеон Гндзаанеци, о чём свидетельствует сохранившийся в рукописи 1248 года колофон, «выполненный рукой недостойного Симеона», который переводил «с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется «Пхиндзаханк».
В XIV веке название «Пхиндзаанк» исчезает из исторических источников. Предположительно с 30-х годов XIV века монастырь вошёл в Ахтальскую митрополию Мцхетского Католикосата. Грузинская церковнaя грамота 1392 года сообщает: «…в Ахтала десять домов армян с их вотчинами и с уплатой (подати) дамга …».
В 1438 году впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата. В начале XVIII века монастырь пришёл в запустение, при Атени Сиони существовало подворье епископа Ахтальского.
В 1801 году указом российского императора Александра I Ахтала преобразована в центр Греческой Православной Церкви в Закавказье. В настоящее время остается важнейшим местом паломничества греков, ежегодно 21 сентября отмечающих в Ахтале праздник Рождества Богородицы.
С запада к храму приблизительно в середине XIII века были пристроены усыпальница Иване и портик с открытой аркатурой прямоугольные в плане. Связь с национальной культурной традицией армян-халкидонитов проявилась в расположении в центре нижнего яруса образа просветителя Армении Св. Григория Просветителя.
Источник:
#Армения@medieval_architecture