Мозаики базилики Санта-Прасседе

Jun 14, 2018 17:24

    Базилика Санта-Прасседе (итал. Santa Prassede) - римская титулярная церковь во имя святой Пракседы, находящаяся на Эсквилинском холме в непосредственной близости от «великой базилики» Санта Мария Маджоре. Бежавшие от византийского иконоборчества греческие монахи, нашедшие в Риме приют у Пасхалия I, создали в базилике цикл мозаик пресбитерия (на темы Апокалипсиса) и капеллы святого Зенона. Последняя за свою исключительную красоту получила название «райского сада». В этой же капелле хранится одно из орудий Страстей Христовых - столб, к которому, как утверждается, Христос был привязан во время Его бичевания.



Пресбитерий в его современном виде сформировался после перестройки 1728-1734 года по проекту Франческо Ферраи по заказу кардинала Людовико Пико дела Мирандола. Пресбитерий ограничен апсидой, триумфальной аркой и двумя боковыми крыльями с расположенными над ними хорами. Хоры, возникшие на рубеже XV-XVI веков, предназначены для насельников монастыря, получивших возможность участвовать в богослужении, оставаясь невидимыми для мирян. Боковые крылья, ограничивающие пресбитерий, украшены шестью колоннами (по три с каждой стороны), относящимися к I-II векам, хотя их подлинные капители и были утрачены. Колонны обрамляют мраморные порталы (по два с каждой стороны), хотя из четырёх имеющихся дверей три являются ложными.



В базилике Пасхалия I апсида освещалась с помощью 5 окон, но все они были заложены при последующих перестройках. На месте последнего из них (расположенного по главной оси базилики) помещён заалтарный образ святой Пракседы работы Доменико Муратори.













Главный алтарь Санта-Прасседе был полностью переделан в 1728-1734 году и накрыт киворием. Находящиеся по четырём угла кивория ангелы (работы Джузеппе Рускони) и фрески в куполе кивория (выполнены Антонио Биккераи) - также работа XVIII века. От более раннего кивория сохранились лишь четыре порфировых колонны. В тех же 1728-1734 годах пресбитерий был искусственно поднят (за счёт расширения крипты) над уровнем главного нефа базилики на шесть ступеней. Благодаря этой перестройке именно алтарь с киворием стал смысловым и художественным центром базилики, переключив на себя внимание молящихся с византийских мозаик IX века.

Источник:
#Италия@medieval_architecture

Рим, архитектура, #Италия, Италия, мозаика

Previous post Next post
Up