Воздвигнутый и освящённый в 1903-1912 годах, Успенский собор сохранил до нашего времени свой первозданный облик, будучи наследником прежней каменной церкви, выстроенной в 1756 году. Это нашло своё выражение прежде всего в структуре храма, трёх его освящённых перестолах. Главный престол устроен в честь Успения Пресвятой Богородицы, боковые приделы - во имя мученика Иоанна Воина и Преображения Господня. Последний в своё время заменил прихожанам сгоревшую в битве с французами церковь Спаса Преображения.
1.
Внешний облик храма впечатляет: нарядный и внушительный, в бело-голубых тонах он величественно высится над главной городской площадью, по соседству с монументом в память Малоярославецкого сражения 1812 года.
Удивительно, но собор визуально действительно производит впечатление здания гораздо большего, нежели его реальные размеры. Этот четырёхстолпный храм представляет собой четверик, основной объём которого имеет форму и пропорции почти правильного куба. К четверику примыкает колокольня и трапезная, которая была значительно расширена, поскольку размеров прежней уже недоставало для будущего городского собора.
2.
3.
4.
5.
Городское население к тому времени в уездном Малоярославце довольно возросло, соответственно увеличилось и количество прихожан Успенского храма. Архитектурное решение Успенского собора осуществлено в достаточно свободных рамках русско-византийского направления с элементами модного в период его строительства стиля модерн. Модерн в свою очередь предполагает немало оригинальных приёмов - как заимствованных, так и характерных для древнерусского зодчества. Для Успенского собора это и перспективные входные порталы с резными архивольтами, и декоративные фризы самых различных видов - от поребрика до кокошника. Они красиво обрамляют витражные окна, создают гармоничные композиции с ордерами, рустами и другими элементами архитектуры.
Интересно разработан и сам образ храма, в котором пятиглавие сочетается с шатровым верхом колокольни и ложными угловыми башенками. Собор имеет пять глав - золотую, как символ небесной славы, и четыре синих, близких колером к бирюзе, при этом украшенных звёздами, традиционно указывающими на то, что этот храм построен в честь Пресвятой Божией Матери. Главный купол собора покоится на основательном световом барабане - не случайно в древнерусской архитектурной традиции он именуется "шеей". Прорезанные высокие оконные проёмы барабана и всего здания выполнены в единой стилистике. Остальные четыре "луковичные" главки покоятся на глухих барабанах.
6.
7.
8.
Колокольня выстроена в классическом стиле, имеет три яруса и шатровый верх, увенчанный небольшой главкой. Ярус звона со звонницей на штангах снабжён четырьмя фигурными арками. Благодаря своим архитектурным изыскам колокольня производит впечатление богато украшенной резной статуэтки с безупречными линиями и пропорциями, что возвышается над главным храмовым зданием.
9.
10.
В Успенском соборе кокошники самых разных размеров и форм - килевидные, полукруглые украшают стены, шатры и барабаны глав, а также оконные наличники. Одно из важнейших достоинств собора Успения Пресвятой Богородицы - практически полностью сохранённое внутреннее убранство, каким оно было в начале ХХ века. Его строгость и одновременно величие неизменно производят впечатление на посетителя, впервые ступившего за порог этого великолепного храма.
Внутреннюю отделку Успенского собора в своё время специально разрабатывал архитектор Аркадий Аркадьевич Меньшов. Пространство внутри собора расчётливо украшено столбами и лопатками подпружных арок, поддерживающих свод и купола. Оконные проёмы также имеют форму арок; они большие, длинные и, как правило, закрыты изящными решётками, сработанными из кованого металла. Окна - важнейшая деталь внутреннего интерьера этого храма в отличие, к примеру, от Успенского собора Кирилло-Белозёрского монастыря, где узкие и щелевидные оконные проёмы порождают внутри даже днём таинственный сумрак, соответствующий строгости и лаконизму монастырской архитектуры. В Успенском же соборе Малоярославца всегда светло и празднично от потоков солнечных лучей, заливающих его внутреннее пространство.
11.
12.
Гордостью собора является уникальный дубовый иконостас ручной работы - высокий, изящный, богатый на высокохудожественные образы. Его создателем был Пётр Алексеевич Сизов, знаменитый московский столяр и позолотчик, мастер по иконостасам, хозяин известной "Позолотной и столярной фирмы Петра Алексеевича Сизова" в Замоскворечье. В мастерской известного палехского иконописца Сафонова он изготовил иконостас для малоярославецкого храма-памятника в старинной стилистике ХVIII веков. Его мастерство было отмечено по достоинству: на самой представительной и престижной в стране Всероссийской Нижегородской выставке это уникальное творение Сизова получило золотую медаль. Отметим также, что Пётр Сизов вместе с женой изготовили кресты для куполов Успенского собора и пожертвовали деньги, необходимые для их позолоты. Ещё в период строительства храма для иконостаса тщательно подбирались иконы и писались по специальным заказам новые самыми авторитетными российскими иконописцами начала ХХ века. Одним из них был известный палехский художник-иконописец Сафонов. Не остались в стороне и меценаты. По некоторым сведениям, почти 30 тысяч рублей, в которые был оценен иконостас - пожертвовали московские купцы И.Е. и А.И. Федотовы.
К сожалению, в советское время уникальный сизовский иконостас был вывезен из Успенского собора. Также немалая часть внутреннего оформления храма была утрачена, и впоследствии всё пришлось восстанавливать. Безбожники не пощадили даже куполов - вандалы выломали из них кресты, сбросили наземь и растащили. Местные власти учредили в здании разграбленного храма учреждение с названием "Дом культуры и обороны", очень скоро преобразованное в один из многочисленных советских клубов ОСОАВИАХИМа. В бывшей трапезной установили кинобудку, вместо иконостаса повесили экран. Приспособили даже цепь от главного паникадила, важнейшего из храмовых светильников - прикрепив к ней внушительного вида модель аэроплана. Здесь показывали популярные фильмы и организовали военную подготовку гражданского населения Малоярославца на случай войны.
13.
14.
15.
В 1936 году помещение бывшего Успенского храма приспособили под склад инвентаря и продовольствия. Спустя шесть лет в здании храма фильмы и кинохронику показывали уже для немецких солдат и офицеров.
После войны прихожане закрытого Успенского храма под духовным водительством наместника Свято-Никольского Черноостровского монастыря архимандрита Илии продолжили борьбу за свою святыню. Поток ходатайств, просьб и требований открыть храм во властные структуры не иссякал. Главную же лепту в это благое дело внесли двоюродные братья Давыдовы - бывший староста Успенского храма и юрисконсульт Верховного Совета СССР. И знаменательное событие свершилось: 24 октября 1947 года храм Успения Пресвятой Богородицы был наконец-то возвращён верующим. В 1987 году собор был взят под охрану государством.
16.
17.
Источник: Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №228, 2017 г.
Фотографии взяты отсюда:
http://sobory.ru/_i/logo.png Авторы фотографий:
1.
Тарасов Василий Снято: 17 апреля 2012
2.
Евгений Ермаков Снято: 16 августа 2016
3.
Евгений Ермаков Снято: 16 августа 2016
4.
МОРПЕХ879 Снято: 7 октября 2009
5. Вид с северо-востока на открытке 1912 года (источник -
http://kompas-kaluga.ru/historyitem/12203/)
6. Малый и большой купола основного объема собора. Автор фотографии:
Иванов Дмитрий Снято: 24 сентября 2011
7.
Александр Эггерс Снято: 24 декабря 2011
8.
Александр Эггерс Снято: 22 августа 2011
9.
Vadim A. Khrulyoff Снято: 3 августа 2013
10.
Тарасов Василий Снято: 17 апреля 2012
11.
Евгений Ермаков Снято: 16 августа 2016
12.
Евгений Ермаков Снято: 16 августа 2016
13.
http://kompas-kaluga.ru/historyitem/12182/) Снято: 18 октября 1941
14.
http://kompas-kaluga.ru/historyitem/12405/) Снято: 18 октября 1941
15.
http://kompas-kaluga.ru/historyitem/12185/) Снято: 1 октября 1941
16.
Андрей Агафонов Снято: 1 июля 1989
17.
Борис Акулов Снято: 01.06.2002
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.