ПРО ШКОЛУ (воспоминания учителя)
Когда же еще не вспоминать о школе, как в конце мая, когда уже прозвенели «Последние звонки», выпускные вечера еще впереди, а между ними долгая и для многих вызывающая ночные кошмары экзаменационная сессия.
Вот и я, учитель с 23-летним стажем, решил немного предаться воспоминаниям.
Надеюсь, они вам будут интересны.
Побудительным мотивом к написанию этого небольшого поста стала моя недавняя и неожиданная встреча с одним из моих учеников, закончившим школу в 2000 году.
Впрочем, лучше расскажу обо всем по порядку.
В последние годы ХХ века в одной из московских школ учился некий молодой человек (назовем его Ваней Ивановым), любимым занятием которого на всех без исключения уроках было спать за последней партой. Все попытки учителей пробудить у Вани хоть какой-нибудь интерес к своему предмету разбивались об его сонную физиономию и полнейшее равнодушие к тому, что двойки классном журнале напротив его фамилии и в его дневнике (тогда еще, как вы понимаете, электронных журналов и дневников не было) размножались быстрее, чем австралийские кролики.
Но у Вани была мечта!
Он хотел стать не каким-то там менеджером или бухгалтером-экономистом. Ему на уроках снилось, как он - доблестный сотрудник правоохранительных органов во всю силу борется с преступностью (криминальный беспредел 90-х годов, надеюсь еще помните?). Ваня мечтал поступить - ни больше, ни меньше - в Академию МВД, а потом, после ее окончания, работать не в обычном отделении милиции в качестве участкового, а оперативником в МУРе.
Видимо, киношный образ бравого капитана Глеба Жеглова, начальника Отдела по борьбе с бандитизмом из культового фильма «Место встречи изменить нельзя», серьезно повлиял на формирование планов на будущее нашего Вани.
А может быть, у него вызывали отторжение сериалы 90-х годов, романтизировавшие криминалитет?
Не знаю. Вечно сонный Ваня никому из учителей не раскрывал, почему именно в МУРе он видит свое предназначение.
Но для воплощения в жизнь своей мечты Ване нужно было для начала хотя бы получить аттестат.
А вот с этим были ну очень большие проблемы! Тогда ведь не было еще никакого ЕГЭ, хотя выпускники уже имели право сдавать экзамены лишь по тем предметам (кроме обязательных для всех русского языка и математики), которые им необходимы для поступления в выбранный ими вуз. Но сдавать устно, по билетам, перед комиссией. Вот нашему герою и пришлось сдавать историю и обществознание.
И вот тут он нарвался на тогда еще молодого и принципиального учителя - Сергея Юрьевича, который ну никак не соглашался ставить «тройку» только чтобы избавить школу от нерадивого ученика.
На экзамене по истории Ваня, отвечая по вопросу билета «Отечественная война 1812 года», не знал не только кто такие Кутузов и Наполеон, но даже не имел представления, в каком году была эта самая война (это не анекдот, уверяю вас!).
Вторым вопросом билета была «Раздробленность Руси в XII - начале XIII века».
Ваню все-таки нужно было как-нибудь вытащить на «тройку», ведь он сдавал экзамен уже в третий раз.
Задаю вопрос: «Кто из князей считается основателем Москвы?» (Учитывая, что совсем недавно, в 1997 году в Москве широко отмечалось 850-летие Москвы, я наивно полагал, что не ответить на этот вопрос ну просто никак невозможно).
Ответ же был таким: «Какой-то мужик, не помню точно…».
Подсказываю изо всех сил: «Ну, хорошо, а как этого мужика звали?»
В ответ недоуменное молчание.
Моя последняя попытка помочь: «Имя этого князя было таким же, как имя моего отца».
Ответ: «Сергей Юрьевич, я же с вашим отцом не знаком!!!».
Через два дня наш герой Ваня пытается с третьей попытки сдать экзамен по обществознанию. Там уже не до билетов («тройку»-то все равно нужно как-нибудь поставить).
Спрашиваю: «Назови любую страну, имеющую федеративную форму государственного устройства».
Ответ: ???
«Ладно, я сам назову. ФРГ. А как будет полностью?»
И тут у Вани наступает миг просветления. Он твердо и четко отвечает: «Ну, это-то я знаю! ФРГ - это Фашистская Республика Германия!».
Экзаменационная комиссия просто сползла под стол от этого «замечательного» ответа…
Ваня получил аттестат.
Хотя я в протоколе отказался расписываться за его липовые «тройки».
Прошло 18 лет.
И вот, на днях, возвращаясь с работы, в троллейбусе вижу некого молодого мужчину, который несколько странно смотрит на меня. Да и мне его лицо показалось смутно знакомым. Три остановки от Марьиной Рощи до Рижского вокзала прошли в переглядывании. И уже при выходе их троллейбуса этот случайный попутчик напрямую спросил: «А вы не Сергей Юрьевич?».
«Да, он самый», - ответил я.
«А я - Ваш ученик. Помните меня? Я Ваня Иванов».
Разумеется, я его вспомнил. Разве такого ученика можно забыть!?
Разговорились. И вот, оказалось, что мечта Вани полностью осуществилась.
Он, отслужив в армии, поступил все-таки и закончил академию МВД, а теперь он старший оперуполномоченный в МУРе.
Вот как бывает!
Ну а теперь перенесемся в наше время.
Ученица 11 класса (назовем ее Леной Петровой) очень не любила ходить в школу. Но получить аттестат она все же хотела. А для этого Лене нужно было закрыть так называемые академические задолженности почти по всем предметам, поскольку кроме «двоек» и сплошных букв «н» в электронном журнале напротив ее фамилии больше не было ничего.
И вот приходит она ко мне сдавать задолженности по истории.
Я же не монстр какой-то, поэтому задал ей выучить хотя бы то, что связано с Великой Отечественной войной (ведь это должно быть просто в генетической памяти любого нашего человека, не так ли?). На это, кстати, ей была отведена целая неделя.
Ну а какой вопрос о Великой Отечественной войне можно задать, чтобы гарантированно получить правильный ответ от самого нерадивого ученика? Конечно же, о дате ее начала. И вот я спрашиваю у Лены: «Ответь, пожалуйста, что случилось 22 июня 1941 года?»
К моему величайшему изумлению, Лена отвечает правильно: «Германия вторглась в СССР».
Я уже навожу курсор, чтобы поставить ей «тройку» (до сдачи ЕГЭ ведь Лену так или иначе нужно допустить, а там уже все будет зависеть от нее самой; историю ей все равно не сдавать…). Но тут чёрт меня дернул задать уточняющий вопрос: «А где именно это произошло?»
Я-то рассчитывал получить заученный ответ, вроде «на протяжении всей границы от Баренцева до Черного моря». Но с недоуменным видом Лена отвечает: «Как где?! В Москве!»
Рука моя зависла, а челюсть отвисла.
«Это как?» - спросил я, вернув челюсть на место, и не получив, разумеется никакого вразумительного ответа, если не считать таковым невинные хлопанья длинными ресницами 17-летней девушки, считающей, видимо, что нападение Германии на СССР началось непосредственно из немецкого посольства!
Дальше мне стало просто интересно, и я начал блиц-опрос.
- В каком году была битва на Курской дуге?
- В 1941.
- Когда Гитлер подписал план «Барбаросса»?
- В 1945 году.
- Месяц уточнишь?
- В августе.
- Кто со стороны Германии подписал Акт о безоговорочной капитуляции Германии?
- Шлиффен (на уроке, посвященном ПМВ, она, как видно, была, поэтому и запомнила это имя).
- А когда закончилась Великая Отечественная война?
\- В августе 1945 года во Вьетнаме.
- А причем здесь Вьетнам?
- Ну как же, Вы ведь задали про Великую Отечественную войну…
Как тут не вспомнить учителя истории из фильма «Доживем до понедельника» в исполнении Вячеслава Тихонова: «Вот поставишь ему «два», а потом выйдет из него новый Юрий Никулин, и получится, что я душил таланты!».
Как вы думаете, поставил ли я желанную «тройку» по истории Лене Петровой?
Поставил, конечно же, куда деваться несчастному учителю!
Правда, все-таки заставил ее приходить каждый день и рассказывать о том, что она узнала нового о Великой Отечественной войне. Некоторый прогресс наметился, хотя и небольшой. Так, Лена запомнила, что Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан 8 мая 1945 года (что уже хорошо!), но при этом ответила, что подпись над ним поставил сам Гитлер!
Я не знаю, что в итоге получится из Лены Петровой, мозг которой практически стерилен.
Виновата ли школа в том, что выпускница 11-го класса не знает элементарных вещей из школьной программы, если она пропустила 90% уроков?
Отмечу, что эта самая Лена несколько лет училась не в России, а Монако (впрочем, о том, кто такой Шарль де Голль, она также не имеет представления, как и о том, кто такие Черчилль, Рузвельт и Сталин).
Может быть, из нее получится прекрасный переводчик с французского языка? А потом мы будем наблюдать ее в выпусках новостей в качестве пресс-атташе посольства России во Франции?
Кто знает…
Как вы понимаете, имена учеников, о которых я здесь рассказывал, условно-вымышленные. Но если они читают мой блог (а многие, как я знаю, читают), то они сами себя узнают. Ведь я ничего не придуиал, а рассказал все как есть.
Сергей Воробьев.