Мозаики базилики Святой Пракседы

May 20, 2018 13:16

    Базилика Святой Пракседы (итал. Basilica di Santa Prassede) - архитектурный памятник IX века, действующая титулярная церковь с богатой историей. Достопримечательность знаменита мозаиками, христианскими реликвиями, захоронениями христианских святых и великомучеников.



Базилика была построена в начале IX века на месте более древнего баптистерия, посвящённого святой Пракседе, жившей во II веке нашей эры. История святой скорее основана на легендах, чем на документально подтверждённых фактах. Дочь сенатора Пуда, который был личным другом апостола Павла, Пракседа заслужила народную любовь тем, что укрывала преследуемых христиан в своём поместье, а также собирала тела мучеников, которые хоронила по христианскому обряду в катакомбах Присциллы. Во всех благих делах Пракседе помогала сестра Пуденциана.



Базилика Святой Пракседы представляет собой здание в стиле раннего христианского Возрождения и постепенного отказа от византийских традиций в архитектуре. Первоначально вход в базилику предварял атриум, следы которого можно наблюдать и сегодня. Простой, лишенный украшений фасад создаёт резкий контраст с роскошью внутреннего убранства.

















Три нефа базилики отделены друг от друга колоннадой из девяти колонн и трёх пилонов с каждой стороны. Широкий главный неф ведёт к главному алтарю, накрытому киворием, опорами для которого являются четыре порфировые колонны. По углам кивория расположены статуи ангелов. За алтарем находится образ святой Пракседы работы Доменико Муратори. Алтарь с киворием, поднятым на шесть ступеней, выступает смысловым и художественным центром Базилики Святой Пракседы.

Боковые проходы, которые значительно уже, чем центральный неф, украшены фресками со сценами Страстей Христовых. С каждой стороны бокового нефа расположены по четыре капеллы, где находятся захоронения римских кардиналов, а также несколько исторических надгробий. Все восемь капелл не похожи друг на друга. Украшенные произведениями разных эпох и стилей они представляют несомненный исторический и художественный интерес.

Капелла святого Зенона является важнейшей капеллой в Базилике. Названа в честь диакона, о котором практически ничего не известно. Капелла была задумана папой Пасхалием I в качестве усыпальницы для своей матери Феодоры. Над входом расположено несколько медальонов с изображением Иисуса с двенадцатью апостолами, Богородицы с младенцем и святым Зеноном. Стены капеллы украшены мозаичными фресками, представляющими собой сцены шествия к алтарю. С правой стороны капеллы арочный проём ведёт в хранилище важной христианской реликвии - Столб бичевания. Утверждают, что это именно тот столб, на котором подвергали экзекуции Христа в доме Пилата. В 1223 году кардинал Джованни Колонна привёз реликвию в Рим из Сирии, где служил папским легатом.

Алтарь Капеллы святого Зенона расположен прямо напротив входа. Освещается помещение единственным внешним окном, которое находится над алтарём. На стенах с двух сторон от оконного проёма расположены два мозаичных изображения Богородицы и Иоанна Крестителя, молитвенно простёрших руки к свету, льющемуся из окна. Сцена Преображения Христова, помещена мастерами над алтарём. В центре купола капеллы святого Зенона в медальоне помещено изображение Христа Вседержителя. Четыре ангела поддерживают медальон руками, стоя на позолоченных капителях колонн. Еще одна мозаика над алтарём изображает Богородицу с Младенцем со стоящими рядом святыми Пракседой и Пуденцианой.

В соответствии с духом времени базилика Святой Пракседы реконструировалась не один раз. Во второй половине XIII века она обрела колокольню. В середине XVI века при поддержке кардинала Карла Борромео значительно увеличили и богато украсили пресвитерий. Маленькие балконы пристроили с обеих сторон алтаря, что стало причиной разрушения некоторых мозаик. Большие окна главного нефа частично замуровали, а на их месте появились восемь проёмов значительно меньшего размера. В начале XVII века по заказу кардинала Алессандро Медичи стены над колоннами и между проходами были украшены фресками на темы Страстей Христовых.

Реставрация XX века преследовала цель восстановить базилику в первоначальном виде. Главный неф был лишён всех деталей барочного стиля. Вновь покрытый мраморными плитами пол имитирует стиль косматеско, а фасад, очищенный от штукатурки, обнажил кирпичную кладку.

В крипте Святой Пракседы покоятся мощи Пракседы, Пуденцианы, их отца и ещё останки 2300 святых, тела которых до IX века находились в разных римских катакомбах. Согласно памятной мраморной доске с упоминанием имён погребённых, среди них есть не только епископы и мученики, но и около десяти римских пап.

Источник:
#Италия@medieval_architecture

архитектура, #Италия, Италия, мозаика

Previous post Next post
Up