Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Котове - типичный по своим формам небольшой, сугубо "домашний" храм, выполненный в московской архитектурной традиции: приземистый бесстолпный куб, придел, смещённая относительно оси симметрии колокольня.
1.
Сооружений такого типа в старинных вотчинах в окрестностях столицы было построено немало: достаточно вспомнить, например известные Никольский храм в Николо-Урюпине, Покровский храм в Рубцове и другие, хотя эти храмы старше котовского. То есть для своей эпохи Спасский храм в некоторой степени старомоден. В Москве уже пробовали на вкус нарышкинский стиль. Однако заказчики котовской церкви пожелали отдать дань традиционному зодчеству. В этой связи небезинтересно посмотреть, как варьировалась уходящая традиция, вытесняемая новым архитектурным стилем. Котовская церковь интересна тем, что построена была как бы "в точке невозврата" и являет собой едва ли последний усадебный бесстолпный одноглавый кубический храм.
В 1934 году новая власть закрыла церковь для прихожан. Вандалы от души в ней похозяйничали: то, что можно было унести, - разграбили, над остальным надругались. Церковь лишилась колоколов, своих глав, колокольню разобрали.
Несколько фотографий храма 1920 - 1930-х годов:
2.
3.
4.
Колокольню и главку храма пришлось восстанавливать заново в 1990-е годы. Нетрудно заметить, что заново возведённый барабан - глухой (каким он и был изначально), с простым аркатурно-колончатым поясом в традициях русского зодчества.
5.
6.
7.
8.
9.
Развитые закомары - чисто декоративные, поскольку храм - бесстолпный. Колокольня, как и глава, восстановлены в начале 1990-х годов - в богоборческую эпоху шатровая звонница была разрушена до первого яруса. Очень стройный островерхий шатёр прорезан двумя рядами слухов. Отметим, что исторические формы колокольни сохранялись при всех достройках церкви в ХVIII-ХIХ веках. Невысокое, но очень изящное сооружение, расположенное к северу от оси симметрии "восток-запад", оживляет приземистый храм и добавляет необходимую организующую вертикаль. В наличниках и порталах нет никакой симметрии.
10.
11.
12.
13.
Иконы Пресвятой Богородицы, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского украшают восточную внешнюю стену часовни-усыпальницы.
14.
Окошки Спасской церкви решены каждое по-своему, хотя и в рамках общего оформления с наличником - "домиком". У второго придела и основного четверика наличники - полуциркульные, со стрельчатым завершением, так же решён и портал. Едва ли такая "разноголосица" создавалась намеренно - скорее всего, о единообразии просто не задумывались: время ордерности в архитектуре ещё не наступило...
Мозаичные иконы оживили белые стены храма после его реставрации в 1990-е годы.
Наиболее древнюю часть храма деликатно не тронули.
15.
16.
При подготовке поста были использованы следующие материалы:
1. "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №100, 2014 г.
2. Сайт храма Спаса Нерукотворного в Котове
http://spas-neru.orthodoxy.ru Фотографии церкви взяты отсюда:
http://sobory.ru/_i/logo.png Авторы и источники фотографий:
1.
Юрий Красильников Снято: 27 мая 2007
2. Фото из книги "Памятники архитектуры Московской области" под редакцией Е.Н. Подъяпольской. - М., 1999. Снято: 1 января 1920
3. Фото1925 года из архива Спасской церкви с сайта dolgoprud.org
4. Фото 1934 года (незадолго до закрытия храма) из архива Спасской церкви с сайта dolgoprud.ru
5.
Юрий Красильников Снято: 27 мая 2007
6.
Hramsohran Снято: 11 сентября 2017
7.
Flash rockin' man Снято: 27 сентября 2013
8.
Юрий Красильников Снято: 27 мая 2007
9.
Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 6 марта 2010
10.
Алексей Александров Снято: 31 августа 2015
11.
Flash rockin' man Снято: 27 сентября 2013
12.
Юрий Красильников Снято: 27 мая 2007
13.
Юрий Красильников Снято: 27 мая 2007
14.
Юрий Красильников Снято: 27 мая 2007
15.
Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 6 марта 2010
16.
Алексей Кротов Снято: 25 декабря 2017
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.