Эта на первый взгляд мало чем примечательная церковь в подмосковном селе Осташково является единственным храмом Мытищинского района, который никогда не закрывался со времени его постройки в 1699 году, и поэтому сохранившемся практически в том виде, каковым он был в дореволюционной России (с пристройками XIX века).
Храм Рождества Христова в Осташкове интересен еще и своей историей, а также историей села, в котором он построен, тесно связанной с двумя аристократическими фамилиями России - князьями Черкасскими и графами Шереметевыми.
Село Осташково, расположенное на Клязьме (а со времени постройки канала им. Москвы, на берегу Клязьминского водохранилища), известно в письменных источниках с начала XVI века.
Тогда оно находилось во владении князя Ивана Борисовича Черкасского, потомка правителей Кабарды (одна из представительниц этого кавказского рода - Мария Темрюковна - была второй женой самого Ивана Грозного). Сам же князь И. Б. Черкасский являлся двоюродным братом и ближним боярином царя Михаила Федоровича Романова, в разные годы управляя Стрелецким, Казенным, Иноземным и другими важнейшими приказами. О степени его влиятельности при дворе первого царя династии Романовых говорит хотя бы то, что во время отъездов государя из столицы на богомолье, именно князю Черкасскому Михаил Федорович доверял «ведать» Москвой, то есть, оставляя его «заместителем престола».
Герб Черкасских:
Князь И. Б. Черкасский был одним из богатейших людей своего времени, но одно из многочисленных, принадлежавших ему сел - Осташково - богатым назвать было трудно (всего 14 дворов, причем их число постоянно сокращалось).
Тем не менее, в 1617 году по распоряжению князя в Осташкове была построена деревянная церковь Рождества Христова с приделом во имя Николая Чудотворца, не простоявшая и четырех лет. О этом свидетельствует «храмозданная грамота» патриарха Филарета, данная князю И. Б. Черкасскому на возведение новой церкви в Осташково взамен прежнего сгоревшего храма.
Из-за бездетности И. Б. Черкасского, после его смерти (1642 г.), Осташково как вотчинное владение перешло к его двоюродному брату Якову Куденетовичу, одному из воевод царя Алексея Михайловича, прославившемуся своими победами в Польше (в частности, взятием Вильны).
В 1666 году ему наследовал сын - Михаил Яковлевич, при котором, в 1699 году, деревянная церковь Рождества Христова в Осташкове была заменена новой, кирпичной, которая и сохранилась до наших дней.
Фото 1986 года:
Предположительно, ее построил крепостной архитектор Павел Потехин.
Единственная наследница пресекшегося в мужской линии рода Черкасских Варвара Алексеевна (внучка М. Я. Черкасского) вышла замуж в возрасте 33 лет, что для того времени было просто невероятно поздно. На ее руку (и огромное состояние) претендовали многие, в том числе блестящий царедворец Карл Левенвольде и знаменитый поэт и дипломат Антиох Кантемир, но она отдала предпочтение владельцу соседнего села Троицкого графу Петру Борисовичу Шереметеву. Этот брак объединил оба владения.
Герб Шереметевых:
При Шереметевых село Осташково стало быстро меняться. Так в нем в 1810 году были организованы мастерские по производству металлических подносов с росписью и лаковым покрытием, впоследствии получивших всемирную известность как Жостовская роспись.
А в 1815 году по проекту архитектора К. С. Орденова была возведена трехъярусная колокольня а ампирном стиле.
В настоящее время основной объем храма состоит из бесстолпного четверика с полукруглой апсидой и двух приделов во имя Николая Угодника и Ильи Пророка, объединенных трапезной.
Осташковская церковь Рождества Христова интересна прежде всего как образец вотчинного храма. Но, несмотря на свою внешнюю скромность, этот храм имел царские венцы над главками в знак родства князей Черкасских с династиями Рюриковичей и Романовых.
При подготовке поста были использованы следующие источники:
1. Официальный сайт Мытищинского муниципального района. Раздел
Храмы Мытищинского благочиния 2. Народный каталог православной архитектуры
http://sobory.ru/_i/logo.png (фотографии Осташковского храма Рождества Христова разных лет были взяты именно с этого сайта). Использованы фото сдедующих авторов:
Алексей Кротов ,
Сергей Сол ,
Андрей Агафонов ,
Владислав Зарецкий .
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.