Церковь Святого Олафа, церковь Олевисте (эст. Oleviste kirik), немецкое и старое русское название - Олай (нем. Olaikirche) - баптистская церковь в Таллине (улица Лай, 50), историческая постройка XIII века, являющаяся архитектурной доминантой Старого города и популярной смотровой площадкой.
Церковь Олевисте, построенная на месте, где в XII веке находился торговый двор скандинавских купцов, названа по имени норвежского короля Олафа Харальдссона (995-1030), впоследствии причисленного к лику святых. Первые сведения о церкви Олевисте относятся к 1267 году как о действующем храме, находящемся под опекой женского цистерцианского монастыря св. Михаила. Содержалась скандинавскими купцами и служила их приходской церковью. В 1420-х годах была расширена сильно перестроена: были сооружены новые хоры, продольную часть превратили в базилику с четырёхгранными столбами. Своды главного нефа стали звёздчатыми, а боковых - крестовыми.
На рубеже XVI века высота главной башни со шпилем достигала 159 метров, что позволило церкви быть самым высоким сооружением в мире, пока в 1625 г. не случился пожар и пальма первенства не перешла к церкви Святой Марии в Штральзунде, а после несчастья в Штральзунде к Страсбургскому собору. Взметнувшийся к небу церковный шпиль был виден за многие километры и являлся хорошим ориентиром для кораблей. Однако столь гигантская высота скрывала в себе и значительную угрозу: восемь раз церковь поражали удары молнии, и трижды во время грозы она подвергалась разрушительному пожару. По дошедшей до нас информации, огненное зарево было видно даже с финских берегов. Церковь в нынешнем виде имеет высоту 123,7 метров. Согласно постановлению городского правительства Таллина, строящиеся в центре города небоскребы не могут быть выше церкви Святого Олафа.
Ещё об одном интересном факте, связанном с историей церкви, упоминает пастор церкви - известный летописец Балтазар Руссов. В 1547 году в Таллин приехали канатоходцы. Они натянули между башней церкви и крепостной стеной длинный канат и стали проделывать на нём опасные трюки.
В 1513-1523 к церкви была пристроена капелла Девы Марии в стиле поздней готики. Под её внешней стеной находится символическая могила (кенотаф) инициатора постройки Ханса Павелса с восемью рельефами, изображающими Страсти Христовы.
Реформация в Таллине началась 14 сентября 1524 года в церкви Олевисте, которая в результате стала лютеранской. В XVIII столетии она стала центром пиетистского пробуждения в Эстонии, здесь в 1736 году проповедовал граф Н. Л. фон Цинцендорф. В XIX столетии в церкви Олевисте трудились многие евангельские проповедники, влияние которых распространялось далеко за пределы церкви.
Своей изящной архитектурой храм восхищал многих путешественников, бывавших в Таллине. В частности, знаменитый русский поэт князь Петр Андреевич Вяземский, отдыхавший в городе в 1825, 1826, 1843 и 1844 гг., посвятил храму отдельное стихотворение.
До 1944 года церковь Олевисте принадлежала немецкой лютеранской общине.
В 1950 году здание было отдано ВСЕХБ. В новую церковь Олевисте вошли верующие четырёх течений: баптисты, евангельские христиане, пятидесятники и свободные христиане. Торжественное открытие церкви состоялось 17 сентября 1950 года.
Делу единения верующих различных вероисповеданий в единую христианскую семью способствовал и капитальный ремонт церкви, поскольку здание церкви после войны продолжительное время не использовалось по назначению и пришло в негодность. В 1981 году в церкви был построен большой баптистерий.
Церковь Олевисте со временем стала матерью-церковью всего эстонского братства. Начали проводиться библейские и молитвенные часы для пресвитеров, а также воскресные богослужения, которые напоминают собрания на духовных конференциях, проводившихся в прошлом.
В 1978-1980 годах церковь стала центром харизматического «пробуждения», собиравшего, до вмешательства властей, тысячи людей со всего Советского Союза.
Хорошая акустика церкви Олевисте предоставляет прекрасные возможности для хоровой и музыкальной деятельности. Учитывая традиции, кроме объединённого хора, организованного в первые годы совместного служения, в который вошли певцы из всех хоров, образовались ещё два смешанных хора, а также мужской и женский хоры, струнный и духовой оркестры. В церкви поет молодёжный хор и несут служение музыкальные группы и ансамбли - Санктус, Еффафа, Глория и различные камерные составы.
В развитии музыкально-певческого служения особую роль играет орган. Он служит не только для сопровождения общего пения, но позволяет исполнять и крупные вокально-симфонические произведения.
Источник:
#Эстония@medieval_architecture