Церковь Панагия тис Асину на Кипре и ее фрески

Apr 14, 2018 21:53

 
    Церковь Панагия тис Асину (греч. Εκκλησία Παναγίας της Ασίνου) - православная церковь которая находится у северного подножия горного массива Троодос, примерно в 3 км от деревни Никитари на Кипре.
    Горы Троодос, которые расположены на западе Кипра, издавна являются центром притяжения туристов и паломников всего мира. Горные курорты, изумрудная зелень лугов, целебный воздух сосновых лесов, живописные деревни, таверны с традиционной кухней вы запомните навсегда.
    Настоящим сокровищем этого благодатного края являются древние монастыри и церкви. Недалеко от небольшой горной деревушки Никитари расположена церковь Панагия тис Асину, один из самых изученных кипрских памятников.



Слово «панагия» буквально переводится как «всесвятая». Первоначальное значение этого слова - носимый архиереями на груди в виде особого знака небольшой образ Богоматери. Право ношения второй панагии было привилегией, наградой за особые заслуги.
    Позднее Панагия стала нарицательным названием многочисленных образов Пресвятой Богородицы, а также храмов в ее честь. Благословенный народ Кипра имеет несколько наград Господа - церквей с таким названием, самой известной из которых является Панагия тис Асину. Подобно драгоценной панагии, эта церковь - результат тонкой ручной работы древних мастеров.
    Храм дополняет список из девяти церквей, являющихся мировым наследием Юнеско, и представляет собой великолепный образец искусства Кипра византийского и поствизантийского периода.
    Возраст церкви измеряется десятью веками, которые были богаты разными событиями. Базилика тис Асину сильно пострадала от землетрясений конца XIII-начала XIV века. Притвор, а также центральную часть отстраивали заново, росписи разрушались и обновлялись.



Базилика построена византийским магистром Никифором Эсхиросом в 1099 г. и доныне является одной из самых посещаемых. Церковь Панагия тис Асину - единственная уцелевшая часть Форвиотисского монастыря, действовавшего на протяжении двух столетий, начиная с XV века. В период османского владычества обитель пришла в упадок, но церковь сохранилась и продолжала действовать. Она украшалась фресками, полностью покрывающими интерьер, в период с XII по XIV столетие.





До настоящего времени сведения о монастыре сохраняются на храмовых фресках, считающихся самой многочисленной коллекцией настенной живописи государства.

По названию монастыря Богородица приобрела образный эпитет «Форвиотисская», или «Форвиотисса» (в греческой транскрипции).
    Внешний облик церкви отличается от того, что мы привыкли видеть на родине. Невзрачная раковина хранит драгоценную жемчужину. Простоватый на вид деревенский стиль сильно контрастирует с изысканной внутренней отделкой.

Базилика тис Асину относится к типу так называемых «бесстолпных» храмов, не имеющих опор в своем интерьере. Помещение небольшое, с малым куполом, довольно темное, как большинство подобных ему сооружений. Стрельчатые окна располагаются над западным входом, а также в арке (апсиде) нефа. Над северной и южной дверью - полукруглые люнеты. Храм имеет двускатную деревянную кровлю, крытую плоской черепицей. Особенностью строения является сочетание кровельного и сводчатого перекрытий.



Базилика состоит из двух помещений: нефа (основного помещения) и притвора (подобия вестибюля), пристроенного позднее, в конце XII века.
    Единственный вход в притвор находится с запада. Слева и справа от него две арки, оформленные снаружи как полукруглые выступы. Первое, что видит каждый вошедший - самую раннюю фреску базилики, изображающую раскрывшую для всех объятия Царицу Небесную Форвиотиссу. Расположение ее не случайно, а величавый облик поражает воображение.
    Напротив расположена фреска, изображающая дарителей. Они благоговейно преподносят Божьей Матери символическую «модель» храма.

Основную тематику росписи притвора составляют картины второго пришествия. Большая часть работ сделана на пожертвования ктиторов (основателей). По существующей в те времена традиции, художник запечатлел их лица, невольно сделав притвор своеобразной картинной галереей.







Вымощенная камнем дорожка заканчивается южным входом в основное помещение. Северная и южная стороны нефа имеют по две так называемых «слепых» арки, причем первая выше и шире второй. Также можно попасть в неф, пройдя из притвора. Тогда слева сразу можно увидеть узнаваемые строгие лики апостола Павла, Николая Мирликийского (угодника), а справа - апостола Петра с ключами от рая. Наибольшее впечатление производит расположенная прямо над входом фреска «Успение Богородицы», полная светлой скорби.
    Алтарь сохранил деревянный иконостас XVI века. Икона святого Крестителя покинула церковь - святыня была перевезена в Византийский музей Никосии.
    Кроме традиционных евангельских сюжетов, базилика собрала на своих стенах широчайший свод христианских образов святых разных стран и народов, создав настоящую энциклопедию образов.





Росписи презентуют почти все стили и направления религиозной живописи Кипра. Самые древние фрески, датированные 1105-1106 годами, расположены на восточной и западной стене (святые Константин и Елена), на остальных участках они сохранились фрагментарно. Большинство фресок того времени расписаны мастерами заново либо покрыты более поздними слоями, из-за чего система росписи приобрела более широкую хронологию.





Стиль росписи, техника исполнения фресок XII века соответствуют традициям так называемого «византийского Возрождения». Для него характерны кардинальная смена идеалов красоты, усложнение техники, индивидуализация художественного языка. Симметрия построения композиции, четкие линии, крупный масштаб - основные его элементы. Со стен храма на нас строго смотрят живые люди, простые, но сильные духом, подвижники.
    Взаимное влияние кипрской и западноевропейской иконографической техники не вызывает сомнений. Предметы искусства подобного рода подтверждают важность взаимосвязи человеческих ценностей, неизменных на протяжении веков.





В наши дни в храме по-прежнему возносятся молитвы, совершаются требы, богослужения, таинства венчания, крещения. Милостивая Владычица держит нас под своим покровом.

Источник:
#Кипр@medieval_architecture

фрески, архитектура, #Кипр, Кипр, история, архитектурная живопись, Византия, изобразительное искусство

Previous post Next post
Up