Шахматы в живописи получили достаточно широкое отражение. Художники изображали не только партнёров за шахматной партией, но и отдельные элементы шахматного инвентаря. Этому способствовал целый ряд факторов. Сами шахматы рассматривались как настольная игра, как модель отношений между людьми, даже как модель общественной иерархии и социальных процессов. Шахматы были включены в символику представлений человека Средних веков и Нового времени. Достаточно рано начался процесс анализа шахматной партии с точки зрения красоты проведённой в ней комбинации и изящества стратегического замысла противников. Многие из живописцев, создававших картины с изображением этой игры, достаточно неплохо разбирались в них, а некоторые были профессиональными шахматистами и использовали свои живописные произведения для их пропаганды.
Робине Тестар. Нравоучительная книга о шахматах любви.
Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы, 1496-1498.
Произведения живописи отразили этапы истории шахмат: процесс изменения правил, уровень мастерства в игре, характерный для разных эпох, различные (уже забытые) варианты шахматной игры, процесс восприятия игры в шахматы обывателями. Изменение духовного мира людей влияло на проблематику и художественные особенности воплощения данной темы, включающей такие жанры, как натюрморт, портрет, бытовой жанр, историческая живопись… Другими факторами, которые воздействовали на развитие этой темы, были: локальные особенности, уровень востребованности игры в шахматы в обществе, официальная позиция государственной власти и церкви по отношению к шахматам.
Григорий Мясоедов. Сам с собою, или Игра в шахматы, 1907.
Джон Сингер Сарджент. Игра в шахматы, 1907.
Генри Сиддонс Моубри. Игра в шахматы, 1890.
Жан-Леон Жером. Альмеи, играющие в шахматы, 1870.
Жан-Жорж Вибер. Шах!
Шарль Барг. Игра в шахматы на террасе, 1883.
Артуро Риччи. Игра в шахматы.
Фрэнсис Котс. Портрет Уильяма Эрла Уэлби
и его первой жены, Пенелопы, играющих в шахматы, 1789.
Ганс Милих. Герцог Альбрехт V и его жена Анна за игрой в шахматы.
Книга сокровищ герцогини Анны Баварской, 1555.
Источник:
pro искусство.