Именно в XVI веке Свято-Троицкий Сергиев монастырь (тогда он еще не назывался лаврой) прочно занял первое место среди всех монастырей России. Стали обычными великокняжеские богомольные походы к Троице, крещение наследников престола на раке преподобного Сергия. И главный храм монастыря - Троицкий собор, построенный в 1422 - 1423 годах, в котором и находится до сих пор рака Сергия Радонежского, показался тесным и не слишком величественным первому русскому царю Ивану IV. Не спасала положения и великолепная церковь "под звоном" во имя Сошествия Святого Духа, построенная псковскими мастерами в 1476 - 1477 годах.
И царь Иван Васильевич решил превратить Свято-Троицкий монастырь в царскую обитель не только по значению, но и по внешнему облику.
Еще в 1540 - 1550 годах монастырь был укреплен каменной крепостной стеной, а по царскому указу в 1559 году в нем был заложен величественный каменный пятиглавый Успенский собор.
Закладка Успенского собора была связана с покорением Казанского ханства (1552 г.), Астраханского ханства (1556 г.), что превратило Московское царство по сути в империю, а также с успехами русских войск в начавшейся недавно (в 1558 г.) Ливонской войне.
Подкрепляя особое значение Троице-Сергиевого монастыря в своем царстве, Иван Грозный возвел в 1561 году Троицкого игумена в сан архимандрита, почтил его первенством и старейшинством между архимандритами других монастырей и предоставил ему особые отличия в богослужении.
Однако продолжение Ливонской войны после того, как был фактически уничтожен Ливонский орден, оказалось для России не слишком благоприятным. В войну включились Литва и Польша (в 1569 году объединившиеся в Речь Посполитую), Дания и Швеция, и Россия осталась одна против коалиции европейских государств. К тому же постоянно досаждали (и весьма серьезно!) крымские татары - вассалы самой могущественной империи того времени - Османской, да и во внутренней политике было не все благополучно (надеюсь, про опричнину все знают?).
К строительству Успенского собора Иван Грозный охладел и оно сильно замедлилось, хотя царь продолжал считать Троицу главным монастырем своего царства, тем более, что правил им из своей новой резиденции - Александровой слободы, расположенной относительно недалеко от Свято-Троицкого монастыря, на некоторое время ставшей столицей государства.
Портрет Ивана Грозного (неизвестный художник XVIII в.) из коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника (Конный двор):
Так, именно в Духовской церкви монастыря Иван Грозный стоял на коленях, "плакал, рыдали умолял", поминая своего сына царевича Ивана, погибшего в 1581 году в Александровой слободе то ли от рук своего отца (в чем я сильно сомневаюсь), то ли в результате какого-то заболевания.
Церковь во имя Сошествия Святого Духа (Духовская):
Троицкий собор, в котором крестили царевича Ивана (и, возможно, самого Ивана Грозного):
Крепостные стены монастыря (и его общий современный вид), построенные при Иване IV (башни, правда относятся к более позднему времени - конец XVI - XVII в., а некоторые, например, Каличья башня, - к второй половине XVIII в.):
Макет территории Свято-Троицкого монастыря в конце XVI века (из экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника):
Успенский же собор был закончен (хотя и не полностью) и освящен лишь после смерти Ивана Грозного, при его наследнике, богомольном царе Федоре Ивановиче, в 1585 году.
И только через почти сто лет, в 1684 году, артель из 25 ярославских и троицких иконописцев всего за 100 дней украсила Успенский собор фресками, так как до этого времени он оставался не расписанным.
Вскоре в храме был установлен резной золоченый иконостас, шесть местных образов которого были написаны мастерами Оружейной палаты Московского кремля. Там же выполнены два огромных бронзовых паникадила середины XVII века. Близ южных дверей собора под стеклом хранится его главная святыня - деревянный гроб, в котором в 1392 - 1585 гг. покоились мощи преподобного Сергия.
Несколько фотографий интерьера Успенского собора (в основном фрески):
Благодарю за внимание.
Продолжение, как вы понимаете, следует...
Автор текста: Сергей Воробьев.
Авторы фотографий: Светлана и Сергей Воробьевы.
Фото: 9 - 11 марта 2018 г.