Эпопея шведского галеона "ВАЗА".

Feb 28, 2014 20:28

    В XVII веке флоты большинства европейских стран стали пополняться все более крупными и хорошо вооруженными кораблями, поскольку задачи флота уже не сводились к защите собственных берегов, зачастую главным назначением становились плавания с целью открытия новых земель для их последующей колонизации.

Ряд европейских государств, прежде всего Англия, Франция и Голландия, стремились отодвигать на второй план старые колониальные империи - Испанию и Португалию.
    Иначе обстояли дела на севере Европы, где Швеция, Дания, Польша и государства северной Германии вели многовековую борьбу за господство на Балтике.

Стремясь получить качественное превосходство в этом противостоянии, шведский король Густав II Адольф распорядился построить самый мощный для своего времени галеон "ВАЗА".



Хотя этому кораблю и и не довелось побеждать в сражениях, он занял свое место в истории, стал исторической реликвией и одним из самых популярных музейных экспонатов в мире.

Если вам интересна судьба знаменитого галеона, добро пожаловать "под кат".



10 августа 1628 года гордость шведского королевского флота - новейший галеон "Ваза" отправился в свой первый поход. Этот корабль был очень богато украшен, нес на своих палубах 64 орудия, а в его строительство были вложены огромные для того времени средства. На его борту находились более сотни моряков и членов их семей - первый поход планировался совсем недальним, на расположенную неподалеку от Стокгольма базу флота Эльвснаббен, где планировались торжественные мероприятия.

В гавани собрались многотысячные толпы горожан, пришедших полюбоваться на отплытие корабля-красавца. Но галеон не дошел даже до выхода из гавани, как резкий порыв ветра накренил его. Через открытые пушечные порты внутрь корпуса хлынула вода, корабль полностью лег на борт и медленно стал тонуть, с поднятыми парусами и развевающимися флагами.



В настоящее время уже нет никаких сомнений, что причиной катастрофы стало вмешательство в проектирование и постройку галеона короля Швеции, который стремился получить самый хорошо вооруженный и  богато украшенный корабль.

Густав II Адольф



Так как "Ваза" затонул всего в сотне метров от берега и на глубине лишь 30 метров, смириться с потерей новейшего корабля шведы не могли. Они стремились если не вернуть галеон в состав флота, то хотя бы поднять с него артиллерийские орудия, отлитые из самого высококачественного металла.

Начало судоподъемным работам положил английский инженер Балмер. Но ему удалось с помощью другого судна лишь спрямить лежащий на дне корабль.
    После неудачи Балмера поднять корабль попытались французы Мазале и Фабр, но и их постигла неудача. "Ваза" оставался на дне моря , а все усилия людей приводили к прямо противоположному эффекту - корпус галеона все глубже погружался в ил.

В 1635 году очередную попытку предпринял предпринял Генрих Занке. Он организовал широкомасштабные работы и привлек для их выполнения самых лучших специалистов. Вокруг затонувшего корабля построили особую конструкцию, которую с помощью канатов предполагалось подтянуть к берегу. Но и эта затея успехом не увенчалась.

В 1662 году привилегию на судоподъемные работы получил немец Ганс Альбрехт фон Трайбелен. Ему с помощью водолазного колокола, позволявшего вести работы на глубине до нескольких десятков метров, удалось добраться до "Вазы" и поднять на поверхность около 50 пушек и несколько ценных вещей.

После этого все дальнейшие работы прекратились. Почти три века корабль находился на дне моря, с годами было забыто даже его точное местоположение.

Но в 1950-е годы судьбой галеона заинтересовался Андерс Франзен, морской археолог-любитель, который задался мечтой отыскать галеон.



От биологов он узнал, что в Балтийском море не водятся корабельные черви, и что в балтийской воде содержится довольно низкий процент кислорода, что способствует предотвращению разрушения дерева. Следовательно, имелась надежда обнаружить "Вазу" в достаточно хорошем состоянии.



В 1956 году Франзен обнаружил остов корабля. Вскоре в Швеции был образован комитет по подъему галеона, представлявшего огромный исторический интерес.

Работы по подъему корабля велись с максимальной осторожностью. Сначала на поверхность поднимались различные детали и фрагменты, лежащие на дне рядом с корпусом. Под корпусом галеона проделали специальные тоннели, в них завели крепившиеся к понтонам стропы. Корпус старинного корабля удалось благополучно вытянуть из ила и глины, а затем, не поднимая на поверхность, переместить на мелководье. Там работы продолжили, одновременно шла подготовка к изучению и консервации найденного археологического объекта.



Окончательно "Вазу" подняли из под воды 24 апреля 1961 года при огромном стечении народа. После подъема начались очень трудоемкие и кропотливые работы, вначале по консервации, а затем - по реставрации. Не прекращались и подводные работы - со дна поднимались все новые и новые детали конструкции корабля и его украшений.



В результате проведенных работ к настоящему времени галеон удалось восстановить практически полностью, при этом было использовано только 10% современных материалов (заново пришлось построить все фигуры, украшавшие корабль, а также по сохранившимся фрагментам и описаниям отреставрировать внутренние помещения).

В декабре 1988 года "Ваза" занял свое место в специально созданном для него музее, открывшемся для посещения в 1990 году. Однако некоторые реставрационные работы продолжаются и поныне.







Стокгольм



Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.

Стокгольм, Швеция, музей, история

Previous post Next post
Up