"Шансонетки" Нижегородской ярмарки

Jan 16, 2018 21:37

    Нижегородская ярмарка, кстати, существующая и в наше время, является прямой наследницей знаменитой Макарьевской ярмарки, обширный торг которой по разным причинам был в начале XIX века перенесен на то место, где Ока впадает в Волгу.
    Расцвет Нижегородской ярмарки пришелся на вторую половину XIX - начало ХХ века. Именно в это время она приобретает международный характер, ее товарооборот достигает сотен миллионов рублей (не современных, а полновесных серебряных рублей Российской империи).
    Именно в это время идет постоянное строительство новых павильонов ярмарки, вокруг нее строятся церкви, гостинные дворы, конторы банков, нотариальные и адвокатские конторы, и, разумеется, многочисленные различные едальные и питейные заведения, рассчитанные на самую разную публику.
    В концу 1880-х годов, когда старое здание ярмарки обветшало и не могло больше удовлетворять все время возраставшим потребностям ее участников и посетителей, число которых в пик сезона достигало 200 тысяч человек (при том, что все население Нижнего Новгорода в то время было менее 30 тысяч жителей), было построено новое здание Главного ярмарочного дома, сохранившееся до нашего времени (фото 1890 г.):



Разумеется, нужны были увеселительные заведения. И они появились. Сначала театр, о котором А. Н. Островский отзывался, что он не уступает московскому (в нем уже в 1860-е гг. с гастролями выступали итальянские труппы с такими оперными постановками как "Севильский цирюльник" и "Риголетто"). А потом и цирк, а также многочисленные балаганы, рассчитанные на менее притязательную публику.



Разношерстному торговому народу Нижегородской ярмарки, среди которого далеко не все были ценителями итальянской оперы, не могло не хотеться "клубнички". Ну а поскольку, как известно, спрос определяет предложение, такая "клубничка" в виде так называемых "шансоньеток" не применула появиться.
    Само собой, эти женщины не слишком тяжелого поведения (или, как стало принято говорить теперь, "с пониженной социальной ответственностью"), зарабатывали отнюдь не только выступлениями на сцене.
    Впрочем, судите сами.

Вот небольшая подборка фотографий этих "шансонеток", имена (чаще, конечно же, псевдонимы) некоторых, но не всех, известны (источник: Ретроскоп).

Полюбуйтесь на них, и сами сделайте выводы.

1. 1890-1900. Бойкова:





2. 1895-1905. Сестры Густовы:



3. 1895-1905. Густова:



4. 1895-1905. Тосье:



5. 1913. Алешникова:



6. 1913. Голюм:



7. 1913. Дубуа:



8. 1913. Егорова:



9. 1913. Ковалева:



10. 1913. Масленникова:







11. 1913. Неизвестная шансонетка:



12. 1913. Неизвестные шансонетки:



13. 1913. Неизвестная шансонетка:



14. 1913. Серньева:



15. 1913. Шепелева:



Вот такой вот "мохнатый шмель на душистый хмель..." (кстати, терпеть не могу этот романс!).
    А вы что думали, "фемины" второй половины XIX века все должны быть похожи на актрису Ларису Гузееву тех времен, когда она сыграла главную роль - Ларисы Огудаловой в фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс"?



Да и далеко не все купцы Нижегородской ярмарки были похожи на Паратова, которого сыграл в том же фильме Никита Михалков:



Для сравнения парочка картин русских художников (Б. Кустодиева и В. Перова):





Так что, не нужно романтизировать прошлое, даже не столь уж давнее.
    Это я вам как историк говорю.
    "...Цапля белая - в камыши...". )))

Благодарю за внимание.
  Сергей Воробьев.

кино, XIX в., Нижний Новгород, фотография, ретро, Россия, история

Previous post Next post
Up