18 мая 1886 года (по новому стилю) на Севастопольской верфи Русского Общества пароходства и торговли был спущен на воду эскадренный броненосец "Чесма" - один из мощнейших, на тот момент, боевых кораблей в мире.
Торжественная церемония спуска "Чесмы"
на картине Александра Беггрова:
Главной задачей нового корабля, как и однотипных с ним броненосцев "Екатерина-II" и "Синоп", предполагался встречный артиллерийский бой в узких проливах (понятно, о каких проливах идет речь). Этим объяснялось "нетрадиционная" компоновка вооружения - две двухорудийные артиллерийские установки главного калибра стояли рядом друг с другом на носу для ведения огня прямо по курсу.
Показательно, что два из трех броненосцев серии были названы в честь побед русского флота над турками, а третий - в честь царицы, при которой Россия отвоевала у османов Причерноморье.
Достройка "Чесмы" у причальной стенки.
Корабль ввели в строй в мае 1889 года.
В вступлением в строй "Екатерины", "Чесмы" и "Синопа" огневое превосходство российского Черноморского флота над турецким стало подавляющим, однако, до решения их основной задачи, как известно, дело так и не дошло. К концу перого десятилетия ХХ века все три корабля морально устарели и были выведены из боевого состава флота.
В 1912 году "Чесму", превращенную в плавучую мишень, расстрелял на испытательных стрельбах линкор "Иоанн Златоуст". К тому времени эстафету давней мечты о проливах приняли новые боевые корабли, но и им не довелось воплотить ее в жизнь.
Попадание в "Чесму" снаряда главного калибра линкора "Иоанн Златоуст".
Вскоре старый корабль, так и не вступивший в бой, уйдет на дно Черного моря:
Источник:
Отель «У погибшего историка»