ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Ипатьевский монастырь (часть третья). Монастырский музей

Nov 13, 2017 21:06

    Конечно же, каждый, кто приезжает в Кострому с туристическими целями, просто не может не посетить главную его достопримечательность - знаменитый Ипатьевский монастырь.
    Очень уж мне нравятся его ночные виды, поэтому заглавную картинку сделаю именно такую: вид монастыря ночью с моста речез речку Кострому:



Посещение территории монастыря и, разумеется, Троицкого собора, бесплатное, а вот за вход в музеи, расположенные на его территории (после того как монастырь был возвращен РПЦ, церковные власти договорились с музейными работниками о совместном использовании этого историко-акхитектурного комплекса) придется заплатить. Впрочем, цена отнюдь не зашкаливает - всего 150 рублей. Еще 100 рублей стоит право фотографирования (но это необходимо лишь для музеев, на самой территории монастыря можно фотоаппарат не прятать).
  Билет комплексный, он распростряняется на два музея Ипатьевского монастыря: «Палаты бояр Романовых» и Церковный историко-археологический музей.



На первый из них даже не стоит тратить времени.
  Во-первых, потому, что от тех романовских палат, в которых юный Михаил со своей матерью инокиней Марфой прятался от перепетий Смуты, ничего не осталось. Эти палаты были полностью перестроены во второй половине XIX века в духе романтических представлений о том, как должны были выглядеть боярские палаты (несмотря на то, что этот архитектурный стиль иногда называют «историзмом», никаким историзмом, как главным из методов исторического исследования, там и не пахнет).



Ну а, во-вторых, экспозиция этих «палат» скучна и совершенно не интересна (если вы не являетесь большим поклонником изразцовых печей, конечно же). Фотоаппаратом при посещении этого музея я не воспользовался ни разу; ну не фотографировать же фотографии представителей династии Романовых и их «потомков», находящихся «в изгнании» (да, там и такие тоже есть!).

Зато второй музей, несмотря на относительно небольшое экспозиционное пространство, очень и очень интересен. Так что его посещение рекомендую всем.



Кстати, в посетителях Ипатьевский монастырь явно не испытывает недостатка. Экскурсионные автобусы привозят организованных туристов регулярно, много и самостоятельных туристов.
  Был очевидцем, как на экскурсию привели роту солдатиков-срочников:



Честь и хвала за это их командирам! Замполит, наверно, постарался приобщить молодежь к истории и культуре. Сейчас, правда, эта должность в современной российской армии называется по-другому: «зам. по воспитательной работе с личным составом», если я не ошибаюсь. Но суть работы осталась прежней: воспитание патриотизма (знаки только поменялись, теперь вместо атеистического патриотизма нужно укрепление «духовных скреп»).  Впрочем, судя по унылым физиономиям солдатиков, им было бы интереснее получить просто увольнение, а не культурный поход в монастырь. Но это уже другой вопрос, а именно к нашей системе образования.

Вернемся однако к музею.

Значительная часть его экспонатов - это вклады семейства Годуновых, которые особенно покровительствовали Ипатьевскому монастырю.
  О замечательных вратах я уже писал во второй части данных Заметок (если кто пропустил, то вот ссылка: https://sergeyurich.livejournal.com/1044818.html ).


    

А вот другие вклады Годуновых (в основном боярина Дмитрия Ивановича, дяди и опекуна Бориса и Ирины - будущих царя и царицы):







Имееется в музее и вклад самого царя Ивана Васильевича Грозного, сделанный им в 1581 году, - икона Святителя Николая Мирликийского с житием (наш Николай Угодник, и он же "буржуинский" Санта Клаус):



Есть большое количество икон из различных храмов Костромы и ее окрестностей.
  Вот, например, икона «Спас Смоленский с ангелом-хранителем и великомученником Феодором Стратилатом», написанная учениками школы знаменитого Гурия Никитина в конце XVII века.



Эта икона из храма Воскресения Христова на Дебре
    (об этом храме см.: https://sergeyurich.livejournal.com/1042648.html ).



Очень много списков с главной святыни Костромы - чудотворной Феодоровской иконы Богоматери.



Вот мерный список конца XVII века:



Сюжет обретения этой иконы был популярным в Костроме всегда.
  Икона «Явление чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери костромскому князю Василию Ярославичу» (XIX в.):



Икона «Богоматерь Феодоровская со сказанием» (середина XIX в.):









Запугать верующих предстоящими муками, это было во все времена одним из любымых «развлечений» духовенства. Но, к счастью, в результате этого появлялись настоящие шедевры изобразительного искусства, как например, вот эта деревянная резная икона «Страшный Суд» (Галич, вторая половина XVIII в.):





Почитайте и посмотрите, кому какие муки в Аду предназначены, это весьма любопытно: разбойникам, идолослужителям, гордецам, душегубцам, пьяницам, ростовщикам - серебролюбцам, клеветникам  блудникам и блудным женам ("блудная жена" здесь изображена сущей красоткой! Эротика однако!).







Праведники - направо - в Рай, а грешники - налево - в Ад:


    



Еще немного деревянных скульптур, которых в этом музее не так много, как, в Ростовском музее, но они тоже очень интересны:









В следующей части я расскажу об организованной в 1960-е годы архитектурно-этнографическом музее деревянного зодчества «Костромская слобода», расположенном непосредсвенно у стен Ипатьевского монастыря.

Вот превью:







Так что, продолжение следует.
  Благодарю за внимание.
  Сергей Воробьев.

туризм, архитектура, скульптура, музей, Россия, история, ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ, иконы, христианство, Кострома

Previous post Next post
Up