Еще со школы боги Олимпа запомнились нам в образах античных скульптур - с прекрасными телами и лицами, в изящных одеждах. Казалось бы, что может быть у них общего с древнеславянскими идолами - грубыми, едва отесанными деревяшками и камнями? А между тем зачастую это фактически одни и те же фигуры.
Вот два характерных примера.
Чрезвычайно почитаемым древнеславянским божеством был Велес. Летопись говорит, что его идол стоял в Ростове Великом. Велес считался «скотьим богом», оберегателем домашнего стада (и, по-видимому, шире - богатства как такового, т.к. слово «скот» означало в том числе и «богатство», «деньги»). Кроме того, он покровительствовал поэзии. В «Слове о полку Игореве» древнерусский певец Боян назван «Велесовым внуком».
В древней Греции функции Велеса выполнял Аполлон, который, как известно, был богом искусства и в то же время пас стада у царя Адмета. Поразительное сходство занятий!
Другой пример. В греческих мифах рассказывается о том, как Зевс однажды сошел на красавицу Данаю в виде золотого дождя, после чего та зачала и родила героя Персея - «человека дождя» в полном смысле слова. У Рембрандта есть замечательная картина на эту тему (висит в Эрмитаже).
Теперь обратимся к преданиям древних славян. Здесь мы встречаем небесное божество по имени Род. Об этом персонаже утверждается, что он посылает на землю дождь и от этого дождя рождаются дети:
«…Род, седя на воздусе мечет на землю груды (т.е. капли дождя) и в том ражаются дети...» («О вдуновении духа в человека»).
Так что, милые девушки, осторожнее в дождливую погоду!
Геродот в одном месте своей «Истории» упоминает о неких жертвенных дарах, завернутых в пшеничную солому, которые «гипербореи», жители севера, посылали на Делос - остров, где, согласно мифам, родились Аполлон и Артемида. Эти дары делосцам доставляли адриатические венеты, принимавшие их, в свою очередь, от «скифов», обитателей задунайских земель. Археологически они идентифицируются с населением так называемой лужицкой культуры, в рамках которой во времена античности сформировался славянский этнос.
Известия Геродота дают основание считать, что к V в. до н. э. наметилось некоторое соответствие славянского (лужицкого) и греческого пантеонов. В «Эклогах» Гимерия (310 - ? гг.) есть рассказ о том, как Аполлон летал к «гипербореям» на запряженной лебедями колеснице и вернулся, «когда было лето, даже самая середина лета». Абсолютно точным пластическим воспроизведением этого мифа выглядят статуэтки или скорее скульптурные группы, во множестве встречающиеся на территории лужицкой культуры: мужская фигура с солнечной короной над головой стоит на повозке, запряженной какими-то водоплавающими птицами.
От античных авторов хорошо известен также древний афинский обычай человеческих жертвоприношений - сожжение мужчины и женщины в честь Аполлона, которое совершалось как раз в середине лета, в день летнего солнцестояния, когда по древнегреческому календарю (шестой день месяца таргелиона) начинался год. Эти верования и обычаи древних греков имеют параллели на лужицком археологическом материале: останки сожженных людей, обнаруженные в местах летних солнечных празднеств, возможно, соответствующих афинскому празднеству шестого дня месяца таргелиона.
Что касается Артемиды, то благоговейные чувства, питаемые к богине-охотнице со стороны лужицких «гипербореев», могли произрастать на почве древнейшего охотничьего культа медведя, широко распространенного на территории лужицкой культуры. В греческой мифологии медведица была одним из священных животных Артемиды: жрецы этой богини исполняли ритуальные пляски в медвежьих шкурах.