Великий насмешник Джонатан Свифт воплотил в себе все смертные грехи своего народа - безудержную гордость, эгоизм, злую иронию и необщительность характера. Символом его мрачного гения может служить свернувшийся дикобраз.
Уже в молодые годы, служа сначала секретарем у сэра Вильяма Темпля, а затем домовым священником у лорда Беркли, Свифт испил до дна все унижения и оскорбления. Он испытал, как трудно восхождение по лестнице службы, как горек хлеб лакея. Он освободился от подчиненного положения при помощи своих убийственных памфлетов, уподобясь беглому рабу, расчищающему себе дорогу ударами кинжала.
Свобода прессы только что создавалась; Англия была преисполнена изумления перед газетой - этой «бумагой, которая говорит». Свифт мгновенно стал силой, советником министерств и вождем партий. Его неукротимое высокомерие сокрушало гордость племени вельмож и министров, которые, однако, вынуждены были пользоваться этим едким пером, наносившим смертельные раны.
Оригинал статьи на моем авторском сайте
"Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах"--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Однако слава властителя дум не принесла ему реальной власти. Нельзя было сделать епископом скептика, который в «Сказке о бочке» сравнивал христианские конфессии с одеждами из одного материала, но расшитыми разными украшениями. И как было возвести в лорды человека, который писал в своем «Гулливере»: «Аристократ - это несчастное существо с прогнившим телом и душой, которое вобрало в себя все болезни и пороки, завещанные ему десятью поколениями развратников и дураков»?
И тем не менее этот сухой пучок колючек был любим. Три юные леди, почти дети, одна за другой выбирали его предметом своего обожания. Но он методично убивал их идеализм своим ледяным эгоизмом. Ни одна из них не вызвала в нем сильного ответного чувства.
Расплатой была одинокая старость, терзаемая ужасами тоски и безумия. Свифт испытал медленную пытку: чувствовать, как идиотизм постепенно овладевает разумом, словно гангрена.
Он умер, согласно собственному предсказанию, «как отравленная крыса в норе». Вот только яд, убивший его, источала его собственная душа.
Цитаты:
…Я принципиально ненавижу, на дух не переношу животное, которое зовется человеком, хотя питаю самые теплые чувства к Джону, Питеру, Томасу и т. д.
Законы, как паутина, в которой запутывается мелкая мошка, а не шмели и осы.
Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство.
Всякий, кто способен вырастить два колоска пшеницы на том месте, где раньше рос только один...заслуживает высшей похвалы человечества, для своей страны он делает гораздо больше, чем все политики вместе взятые.
Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым.
Факты:
Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Дублине в семье стряпчего. Отец Свифта не дожил до рождения сына, и воспитанием Джонатана занимался его дядя, Годуин Свифт. Свифт получил лучшее из доступных в Ирландии того времени образование - сначала в школе графства Килкенни, затем в дублинском Тринити-колледже, где был удостоен степени бакалавра искусств (1686).
Следуя семейной традиции, в 1694 году Свифт принял сан англиканского священника. Он был назначен настоятелем небольшого прихода в посёлке Килрут. Однако вскоре Свифт, по его собственным словам, «утомившись своими обязанностями за несколько месяцев», вернулся на службу к Темплю.
В 1713 году Свифт был назначен деканом дублинского собора Святого Патрика.
Зрелый период творчества Свифта открывается произведением, ставшим шедевром английской литературы, - «Сказкой бочки» и примыкающими к ней «Битвой книг» и «Рассуждением о механическом действии духа». Они были опубликованы в 1704 году под одной обложкой. В заглавии использована идиома («сказка бочки» по-английски также значило тогда «всякая всячина», «мешанина»), которая усиливается наличием в тексте многочисленных отступлений. Произведение имело своей целью сатирически обличить «множество грубых извращений в религии и учености».
В 1726 году вышли первые два тома «Путешествий Гулливера» (без указания имени настоящего автора); остальные два были опубликованы в следующем году. Книга, несколько подпорченная цензурой, пользовалась невиданным успехом. За несколько месяцев она переиздавалась трижды, вскоре появились её переводы на другие языки.
Первый русский перевод «Путешествий Гулливера» (выполненный с французского издания Ерофеем Каржавиным) вышел в 1772-1773 годах под названием «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям».
Придуманные Свифтом слова «лилипут» (англ. lilliput) и «йеху» (англ. yahoo) вошли во многие языки мира.
В «Путешествиях Гулливера» упоминаются два спутника Марса, открытые только в XIX веке.
В последние годы писатель страдал прогрессирующей потерей памяти, неспособностью узнавать даже близких друзей и знакомых. Свифт чувствовал, что его ждет, и потому хлопотал о создании первой в Ирландии психиатрической больницы «для идиотов и лунатиков», которой он завещал все свое немалое состояние и в которую надеялся сам войти первым пациентом.
Незадолго до смерти писателя, ввиду его умственной недееспособности, был учрежден официальный попечительский надзора за его делами.
Умер Свифт 19 октября 1745 года и был похоронен в центральном нефе собора Св. Патрика.
Эпитафию для своей надгробной плиты он сам сочинил заранее, ещё в 1740 году:
«Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы».